О правилах хорошего тона написаны десятки, если не сотни книг.
Каждому хочется быть вежливым, воспитанным человеком, знать, как вести
себя дома, на улице и на работе, как научиться красиво есть, что дарить
любимым на праздники и на день рождения, кого первым представлять при
знакомстве, как самому представляться и т. д. Пишутся такие книги и
сегодня. Советы одних авторов нас интересуют, к советам других мы
прислушиваемся, рекомендации третьих авторов вызывают у нас улыбку, ну а
некоторые книги мы просто откладываем в сторону, не испытывая ничего,
кроме чувства недоумения.
Не станем забывать, что в разных странах существуют свои обычаи и
правила поведения и то, что в одной стране выглядит вполне естественно и
воспринимается всеми как норма, в других странах может вызвать лишь
насмешку. Англичанам, например, может показаться диким, как это можно
проходить весь день в одном и том же костюме и, не переодевшись,
отправиться вечером в этом же костюме в театр или в ресторан. Мы также
считаем, что а театр и в ресторан не следует идти в той же одежде, в
какой мы ходим на работу, однако если человек не успел переодеться,
потому что ему просто не хватило времени заехать домой, мы не увидим в
этом никакой трагедии.
Словом, что ни страна, то свои нравы и обычаи. Однако есть нечто общее,
что присуще всем цивилизованным народам и что отличает культурного
человека от некультурного. Не претендуя ни на какие открытия, мы
расскажем о том, что мы понимаем под правилами хорошего. тона у себя в
Чехословакии. Если из нашего рассказа вы почерпнете что-нибудь полезное
для себя, мы будем только рады.
Разве это так важно - культурно вести себя?
Нередко можно услышать недовольное: "Да что вы все воспитываете нас?
Надоело всю жизнь ходить в учениках: дома, в школе, на работе, на
транспорте. Все, кому не лень, только и делают, что воспитывают..."
Воспитателей у нас и в самом деле появилось предостаточно. Появилась
даже особая категория "воспитателей": одни "воспитывают" только возле
своего дома, другие - в магазинах, третьи - в общественном транспорте. И
все прекрасно знают, что мы должны делать в той или иной ситуации. А
должны мы делать, по мнению таких "воспитателей", в сущности, немногое:
не шуметь, не лезть без очереди к прилавку, уступать места старшим.
Другими словами, делать то самое элементарное, что мы и сами знаем без
подсказок со стороны. Поступать при этом назло непрошеным "воспитателям"
(а некоторые молодые люди часто именно так и поступают) - значит
действовать во вред себе. Ведь если нам какой-то доброхот будет
постоянно "напоминать": вы должны дышать, вы обязаны дышать, не
забывайте дышать, не перестанем же мы "назло" этому доброхоту дышать?
Так что мы не станем вести в этой главе речь об элементарных правилах
культурного поведения, которые и без нас известны каждому.
Однако можно услышать жалобы и иного рода: "Вот вы все толкуете о
культурном поведении. Да какая тут может быть культура, если вся наша
жизнь проходит в спешке, некогда на себя оглянуться, не то что на
других, а нам в это время внушают, как мы должны вести себя со старшими,
как вести себя на производстве, когда нам встать, а когда продолжать
сидеть. Мы и сами знаем, где вести себя культурно, а где йет!"
Что можно сказать на это? Ну, во-первых, культурный человек везде
остается культурным, он не может быть вежливым в одной ситуации и хамом
в другой. Во-вторых, правила культурного поведения существуют не для
того, чтобы усложнять нам жизнь; напротив, они выработаны людьми для
того, чтобы облегчить наше существование. Наконец, в третьих, культурное
поведение, ставшее для нас необходимостью, нашим вторым "Я", не только
не создает неудобства окружающим, но и придает нам уверенности в своих
силах, позволяет нам чувствовать себя полноправными гражданами нашего
социалистического отечества.
Другими словами, нормы культурного поведения вытекают из внутренней
потребности людей. Кому не доставляет удовольствие видеть добротно и
красиво сделанную вещь, прекрасную картину, жить в комфортных условиях,
пользоваться предметами, не просто отвечающими их практическому
назначению, но и вызывающими в нас эстетическое наслаждение? Между
прочим, и эти вещи, картины, предметы сделаны культурными людьми,
которым небезразлично, что скажут о них люди, к которым эти произведения
(тут вполне уместно это слово), созданные их руками и талантом, попадут.
И напротив, вещи безвкусные, сделанные абы как только потому, что за эти
вещи начисляется зарплата и существует определенный план, изобличают в
их "авторах" людей бескультурных, которые, быть может, и умеют выглядеть
культурными, когда им это нужно или выгодно, но которые по самой сути
своей являются хамами.
Приблизительно то же можно сказать и о нашем умении культурно вести
себя. Мы не робинзоны, живущие на необитаемом острове сами по себе.
Кстати, даже живя "сами по себе", мы не вправе опускаться и забывать об
элементарной культуре (т. е. следить за чистотой среды, в которой мы
живем, за чистотой своего тела, стремиться доставить себе удовольствие
не просто вкусно, но и красиво приготовленной и накрытой на стол пищей и
т. д.). В противном случае мы не только быстро опустимся, но и
подвергнем самое свое существование крайне серьезной опасности.
Необходимость быть культурным не является прерогативой какого-то
определенного или "избранного" круга людей. Культура каждого отдельного
человека, как и культура общества в целом, формировалась веками,
передавалась из поколения в поколение, и потому она не может оборваться
на нас. Да этого и не случится. Особенность культуры в целом и культуры
отдельно взятого человека состоит, помимо всего прочего, еще и в том,
что она не поддается представлениям одного человека о том, что ему
подходит, а что не подходит, что ему удобно делать, а что неудобно или
не хочется делать. Культура скорее сделает такого человека изгоем, чем
поддастся его нововведениям, удобным ему одному.
Человек же по-настоящему культурный получает в нашем обществе
неограниченные возможности для самовыражения, для раскрытия всех своих
творческих наклонностей и талантов. То есть, как видим, и в этом
отношении культурное поведение необходимо каждому конкретному человеку в
отдельности и обществу в целом.