Любая культура начинается с дисциплины. Иными словами, здесь нет
места правилу: мне хочется или мне не хочется. Здесь действует принцип:
я так могу и только так должен и никак иначе не могу и не должен.
Обратимся к самому простому примеру. В современном производстве, как
известно, редко бывает так, чтобы один человек сам сделал какую-то вещь
от начала и до конца; в изготовлении одной и той же вещи участвуют
десятки и сотни людей, смежные производства, подключаются даже другие
страны. Казалось бы, чем сложнее производство, чем более оно
разветвлено, тем меньше требований оно предъявляет к конкретному
работнику, выполняющему какую-то одну операцию,- кому какое дело до
крошечной детальки в сложном механизме и чем эта крошечная деталька
может повредить работе сложного механизма в целом?
Оказывается, может. Недобросовестно выполненная операция (даже такая
простая, как покраска механизма) может пагубно сказаться на нормальной
работе любого сложного механизма (та же краска, нанесенная с нарушением
технологии, может облупиться, механизм станет ржаветь и быстро придет в
негодность). С другой стороны, нельзя в современном производстве и
самовольничать: вам, предположим, нужно изготовить деталь трехгранной
формы, а вы сделали ее четырехгранной, потому что так, на ваш взгляд,
она выглядит красивее. Ваша деталь просто не подойдет к механизму, и ее
придется выбросить. Кажется, ясно, что культура производства начинается
с дисциплины производства. Можно, сколько угодно вывешивать лозунги
"Повысим культуру обслуживания населения!", можно сколько угодно
улыбаться при этом "населению", расточать самые льстивые слова и
заверения, но если при этом само производство организовано по принципу
"только вы меня не трогайте", если каждый участник производства понимает
дисциплину так, как это удобно только ему одному, ни о какой подлинной
культуре не может идти и речи, а если о чем и можно вести речь, так это
только о самом заурядном разгильдяйстве, обмане населения и государства
и закамуфлированном под "вежливость" хамстве.
Нечто подобное мы наблюдаем и в быту. Вечерний туалет на пляже выглядит
столь же неуместным, как купальный костюм в театре. И не просто потому,
что в вечернем туалете вам неудобно находиться на пляже, а в купальном
костюме - в театральной ложе (может статься так, что в душный летний
вечер в театре вам как раз захочется раздеться до купального костюма).
Вам не позволит поступить так, как вам удобно, то же чувство дисциплины,
с которой начинается собственно культура.
Дисциплина - родная сестра самоконтроля и самокритики. Без самоконтроля
и самокритики дисциплина превращается в неприятную обузу, которую нам
навязывают извне. И напротив, самоконтроль и самокритика без внутренней
дисциплины могут толковаться столь широко и произвольно, что уже не
приходится говорить ни о каких самоконтроле и самокритике. Примеры
такого широкого толкования самоконтроля и самокритики, полагаем, вы и
сами без труда отыщете в окружающей вас жизни.
Дисциплинированный человек ведет себя одинаково культурно и дома, и в
школе, и на работе, и в общественных местах, и даже тогда, когда
остается наедине с собой. Для него культура поведения - это не нечто,
навязанное ему его "недругами", а внутренняя потребность. Разве среди
ваших друзей и знакомых нет людей, которые не блистают внешними данными,
но с которыми тем не менее вам интересно встречаться, общение с которыми
обогащает вас и вызывает в вас желание походить на них? Но можно почти
наверняка утверждать, что среди этого же круга знакомых вам людей есть
человек самой блистательной наружности, общества которого вы, однако,
всячески избегаете, потому что он вам в тягость. Пустота и никчемность
такого человека, его неприятные манеры, отсутствие в нем какой бы то ни
было внутренней дисциплины, не говоря уже о самоконтроле и самокритике,
отталкивают от него еще и потому, что его поступки и дела идут вразрез с
вашими представлениями о культуре поведения.