Согласитесь, что как ни терпимы вы к проявлениям слабостей отдельных
окружающих вас людей (терпимость, к слову сказать, также один из
показателей культуры человека), вас все же раздражают слишком громкий
смех, преследующий лишь одну цель - обратить на себя внимание,
включенный на полную мощь всех своих ватт магнитофон, навязчивая
бестактность, грубость и т. д. Проявления бескультурья производят
неприятное впечатление и нуждаются в отпоре, иначе бескультурье очень
быстро почувствует свою всесильность. Речь, конечно, идет не о молодом
человеке, который не уступил место в трамвае пожилому человеку и
которого дружно начинает "воспитывать" весь вагон (чаще всего такое
"воспитание" заканчивается взаимной перебранкой, не делающей чести ни
одной из сторон). Не уступил - и не надо, уступит другой. Но если
проступок молодого человека действительно возмутил вас, наклонитесь к
нему и вежливо попросите его шепотом, так, чтобы вас не слышали
окружающие, уступить место пожилому больному человеку. Уверены, что этот
молодой человек, если даже он возвращается домой из ночной смены или сам
болен, не заставит просить себя дважды.
К слову сказать, о болезнях. Современные люди не афишируют свои болезни,
а некоторые люди - в том числе молодые,- страдающие серьезными
сердечно-сосудистыми заболеваниями, как правило, вообще ничем внешне не
отличаются от здоровых людей. "Проповедь", которую вы громогласно
прочитаете ему, может глубоко и незаслуженно оскорбить его. До тех пор
пока поведение отдельных людей не представляет явных неудобств
окружающим и не угрожает общественной нравственности, следует проявлять
сдержанность или, как мы уже сказали, сделать замечание в вежливой форме
шепотом. Такой формы вмешательства в подавляющем большинстве случаев
оказывается вполне достаточно. Не следует забывать, что на поведение
людей оказывают влияние не только откровенные "проповеди", но и самая
окружающая обстановка, поведение других людей. Вот почему важно следить
не только за поведением окружающих и выискивать в них недостатки, а
обратить свое внимание прежде всего на себя.
Культура, как и бескультурье проявляются прежде всего в мелочах. Вы
можете быть о себе очень высокого мнения, но если вы шуршите в театре во
время спектакля конфетными обертками, если, придя в кино на повторный
просмотр фильма, опережаете его события, рассказывая его содержание
соседу, который видит этот фильм впервые, если, находясь в гостях или
принимая гостей у себя дома, не слушаете собеседника потому, что его
рассказ вам неинтересен, и при этом откровенно зеваете,- значит, вам
есть еще что в себе исправить.
Неприятное впечатление производят люди, к месту и не к месту вставляющие
в свою речь иностранные слова или пересыпающие свой рассказ бранными
выражениями. Речь культурного человека должна быть ясной, образной,
вестись на том языке, который понятен большинству окружающих, и ни в
коем случае не сопровождаться гримасничанием, окарикатуриванием тех,
кто, нам неприятен. Культурный человек не позволит себе публичное
обсуждение недостатков человека в отсутствие этого человека: людям,
которым этот человек неизвестен, ваш рассказ может показаться
неинтересным; у тех же, кому этот человек знаком, может быть свое мнение
о нем, которое не обязательно должно совпадать с вашим мнением.
Культурный человек должен уметь владеть своими эмоциями. Гнев, радость,
печаль, тревога, апатия, восторг - эти и многие другие эмоциональные
состояния следует держать под своим постоянным контролем, как бы трудно
вам ни приходилось. Разные народы выработали свои несложные правила, как
вести себя в состоянии эмоционального возбуждения. Удобнее вам считать
про себя до десяти, чтобы не вспылить,- считайте до десяти. Способны вы
разрядить напряженную обстановку уместной шуткой - разрядите шуткой. Но
в любом случае не давайте волю эмоциям - позже вы будете корить себя за
минутную слабость.
И конечно, никогда не прибегайте к оскорблениям. Этим вы унизите не
того, кого оскорбляете, а прежде всего себя.
В то же время культурный человек никогда не занимается пустым по форме,
хотя и верным по существу теоретизированием там, где окружающие ожидают
от него конкретных действий. Если вы видите, что на ваших глазах тонет
человек или ему стало плохо, не ожидайте, когда ему помогут другие, а
примите сами все меры к его спасению, пусть при этом вы и понесете
некоторый урон (вымокнете, не попадете в этот день на свидание или в
гости и т. п.). Оказав же помощь, не ждите слов восхищения и оваций -
благородные поступки совершаются из внутренних побуждений, а не в
расчете на публику. Если же вы видите, что помощь, оказываемая
пострадавшему другими, эффективнее, чем ваша, отойдите в сторону и не
мешайте этим людям советами и наставлениями, как им лучше поступать.