Сегодня подавляющее большинство женщин работает. Между тем рабочая
обстановка налагает на женщину определенные обязательства, с которыми
нельзя не считаться.
По самой своей природе женщина занимает в обществе более заметное место,
чем мужчина, и требует к себе особого внимания. Однако на работе женщина
чаще всего оказывается в подчиненном положении у мужчины. Как примирить
это противоречие?
Прежде всего женщина должна понять, что работа - это работа, и не искать
себе никаких преимуществ только потому, что она женщина. Об охране труда
женщины на производстве заботится государство, издавая специальные
законы и постановления, и никому, даже самому спесивому начальнику, не
дано эти законы и постановления нарушать. Но и женщине не следует
требовать себе односторонних льгот сверх предусмотренных законом. Вместе
с тем не лучшим образом ведут себя те мужчины, которые забывают, что
перед ними не просто работница, но еще и женщина, не пропускают ее перед
собой в лифт, не помогают ей раздеться или одеться, курят в ее
присутствии, если ей неприятен табачный дым, рассказывают сальные
анекдоты.
Существуют организации и производства, где между коллегами, несмотря на
разность полов и возрастов, принято обращение на ты. Это обстоятельство
никоим образом не должно отражаться на показателях работы или тем более
создавать обстановку терпимости к имеющимся недостаткам. Такая
терпимость не может украсить взаимоотношения даже двух самых близких
людей, которые меньше всего связаны производственными интересами.
Неважно, какое обращение принято в коллективе, где вы работаете,- на ты
или на вы. Важно, чтобы общие трудовые интересы объединяли людей,
вырабатывали в них горячую заинтересованность в результатах своей
работы, способствовали развитию высоких нравственных критериев. В
обращении с сослуживцами недопустимо проявление фамильярности и
бестактности. Вы и сами не допустите такого обращения с вами, если не
станете жаловаться сослуживцам на трудности в вашей семье, ругать почем
зря своего мужа и детей. Напомним, что работа - это прежде всего работа,
где излишняя откровенность и поиск сочувствия не способствуют росту
производства, а лишь мешают ему. На работе следует жить прежде всего
интересами всего рабочего коллектива, а не своими собственными.
Уважительное отношение к вам позволит вашему начальству считаться с
вашим мнением при выработке коллективных решений, а не поступать вопреки
вашей точке зрения. В свою очередь и вы, если вы чем-то недовольны,
изложите свои претензии в спокойной, аргументированной форме, к вашему
мнению пусть с опозданием, но прислушаются или учтут при выработке
нового решения.
Бичом многих учреждений стали сегодня телефонные разговоры, не имеющие
никакого отношения к работе. Воспитанная женщина не позволит себе часами
занимать служебный телефон, отвлекая сослуживцев от работы или вызывая
их обоснованные замечания. Служебные телефоны существуют только для
служебных разговоров, все остальные разговоры должны вестись по
домашнему телефону, из телефонной будки или при личной встрече во
внерабочее время.
Нетактично вмешиваться в разговор сослуживцев, когда к вам не обращаются
за советом или за помощью. И наконец, совершенно недостойны не только
культурной женщины, но и вообще звания человека передача извращенных
фактов, сплетен и клеветы, написание анонимных писем и доносов. Высокая
культура не исключает, а подразумевает принципиальность и прямоту в
суждениях, открытую критику всех имеющихся недостатков, с которыми вам
не позволяет мириться ваша гражданская совесть. За обоснованную критику,
высказанную не за глаза, а прямо, в вашем ли коллективе или на большом
производственном собрании, вас никто не станет преследовать.