В каждом обществе действуют факторы, регулирующие рождаемость. Что
это значит? Обществу небезразлично, растет ли численность его членов,
сохраняется ли на определенном уровне или сокращается. Существуют
различные теории, объясняющие связь между рождаемостью и развитием
общества. Так, на Западе до сих нор имеет хождение теория, известная под
названием мальтузианство (названа так по имени английского экономиста и
священника Т. Р. Мальтуса, 1766-1834 гг., автора книги "Опыт о законе
народонаселения..."), согласно которой бедствия народа объясняются его
"необузданным размножением". Сам Мальтус сформулировал "естественный
закон", из которого следует, будто население имеет тенденцию роста в
геометрической прогрессии, тогда как средства существования могут
увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Выход из этого
противоречия Мальтус видел в введении жесткой регламентации браков и
регулировании рождаемости.
Недостатки этой теории бросаются в глаза не только противникам, но и
рьяным последователям Мальтуса. Вот почему в XX веке такие ученые, как
У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен
(Дания) и некоторые другие, стали доказывать, будто в теории Мальтуса
главное вовсе не в "прогрессиях" (в развитых капиталистических странах
объем производимого продовольствия увеличивается намного быстрее, чем
растет население), а в "природном" характере демографического развития.
Такие же представители "классического" мальтузианства второй половины XX
века, как У. Фогт (США) и Г. Бутуль (Франция), видят единственную
возможность выхода из мирового "кризиса населения" в сокращении
рождаемости и выступают против индустриализации и развития сельского
хозяйства развивающихся стран.
Между тем еще в прошлом веке К. Маркс установил, что отногительное
перенаселение капиталистических стран объясняется не чем иным, как самой
природой капитализма. К. Маркс писал: " ..Рабочее население, производя
накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах производит
средства, которые делают его относительно избыточным населением. Это -
свойственный капиталистическому способу производства закон
народонаселения..."
Общество, таким образом, влияет на рост или сокращение численности
своего населения, регулирует рождаемость, подчиняя ее законам, по
которым само живет и развивается.
Вы можете спросить нас: ну а как вообще могло случиться, что общество
стало вмешиваться в вопросы рождаемости? Разве в конечном счете не
каждое общество заинтересовано в увеличении числа своих членов, разве
уже первобытнообщинные племена не стремились к увеличению населения,
чтобы иметь возможность выжить в условиях жесточайшей борьбы со стихией,
борьбы, которая по силам лишь молодым, здоровым членам общества?
Все это так и не совсем так. Не так прежде всего потому, что и в
примитивных обществах на выживаемости новорожденных в значительной
степени сказывался естественный отбор: слабые дети умирали, сильные
выживали. (Вспомним: спартанцы уничтожали своих слабых и больных детей,
чтобы таким образом сохранить здоровье своего общества в ущерб росту его
численности.) Уничтожали детей, включая здоровых, некоторые племена,
которым грозил повторяющийся из года в год голод (по свидетельству
арабских путешественников, такая жестокая мера применялась и в некоторых
славянских племенах). Позже люди пришли к выводу, что лучше, чем
прибегать к столь варварским методам борьбы за выживаемость, научиться
как-то регулировать рождаемость. Тогда-то и появились пер"вые приказы и
запреты, которые стали нормировать рождение детей.
В наше время рост численности населения в разных частях планеты
неодинаков, хотя, кажется, на земле не осталось уже ни одного уголка,
кроме отдельных стран, где бы общество открыто вмешивалось в интимную
жизнь своих членов. В чем тут дело? Казалось бы, население всюду должно
расти, а между тем в развитых странах оно практически стабилизировалось
или даже имеет тенденцию к уменьшению, тогда как в развивающихся странах
стремительно растет.
Причины такого явления, как ни прозвучит это на первый взгляд
парадоксально, опять же кроются в организации и степени развития каждого
конкретного общества, хотя общество, как мы только что заметили, нигде
вроде бы прямо и открыто не вмешивается в интимную жизнь своих членов.
Возьмем, к примеру, Гренландию, где природные и материальные условия
жизни чрезвычайно тяжелые, что в свою очередь сказывается на высокой
детской смертности, особенно новорожденных. Естественно, что в этих
тяжелых природных условиях жизни обществу вовсе не безразлично, выживет
оно или исчезнет. И потому женщины-эски-моски Гренландии, не состоящие
даже в браке, но продолжающие рожать детей и в весьма преклонном
возрасте, окружены здесь особым почетом и уважением. Полная свобода
добрачных половых связей молодежи в этой стране привела к тому, что в
одном только 1961 году здесь родилось 33 процента внебрачных детей, т.
е. ровно треть всех родившихся в том году младенцев! Так что и здесь,
как видим, кажущееся невмешательство общества в интимную жизнь своих
членов на деле оборачивается его весьма большой заинтересованностью в
нормальном воспроизводстве.
Случается, однако, так, что общества (мы говорим сейчас об обществах,
находящихся на низших ступенях развития) в своем стремлении выжить не
увеличивают, а сокращают рождаемость. Такие примитивные общества
поощряют сожительство лиц одного пола, что также обусловлено
необходимостью регулировать рождаемость. Примером подобного рода
регулирования рождаемости служит печальный опыт южноамериканского
индейского племени чимуланцев, которое было полностью истреблено
конкистадорами из-за явной склонности его членов к пеноанальному ,
половому сношению.
Наконец, уже с древнейших времен различные общества для регулирования
рождаемости поощряли использование различных трав и настоев для
предупреждения беременности. В знаменитом индийском трактате "Камасутра"
VIII века н. э. упоминается о растении, предохраняющем женщину от
беременности в течение месяца при условии, если его применять три дня
подряд после менструации. В другом индийском трактате "Анангаранга" XII
ве- . ка н. э. также можно найти упоминание о растении с подобным
действием. А вот представители племен из отдаленных провинций Индонезии,
живущие и сегодня в условиях каменного века, уверяют, что им известна
кора дерева, которая предохраняет женщину от беременности в течение
шести месяцев!
К растениям, имеющим противозачаточные, или контрацептивные, свойства,
можно отнести и растения с абортивным действием, т. е. такие растения,
употребление которых приводит к самопроизвольному выкидышу плода. Есть
сведения, что чешские девушки еще в прошлом веке употребляли для этих
целей розмарин. Древние египтянки растирали в порошок побеги акации,
смешивали их с медом и финиками, полученную смесь наносили на кусочек
ткани и вводили глубоко во влагалище перед половым сношением. Мы,
конечно, не можем судить о пропорциях этой смеси, но анализ показал, что
побеги акации содержат растительный клей, который, растворяясь в воде,
образует молочную кислоту, а молочная кислота и сегодня используется при
изготовлении некоторых противозачаточных паст.
Огромное влияние на европейские народы в их взглядах на рождаемость
оказало христианство, восходящее в свою очередь к иудаизму. Христианская
религия, как и иудаизм, везде и всюду запрещала применение каких бы то
ни было противозачаточных средств. Этот официальный запрет возник под
влиянием ветхозаветной легенды об Онании, которого наказал Иегова за
применение прерванного сношения. Христианский теолог и церковный деятель
Августин (354-430 гг.) прямо объявил каждое половое сношение, не ведущее
к оплодотворению, "запрещенным и греховным". С течением времени взгляды
христиан на половую жизнь претерпели некоторые изменения, пока не
приобрели законченную форму в виде так называемой "теологии морали" с
мельчайшими, порой курьезными подробностями, как должны вести себя
мужчина и женщина во время полового сношения. Книга Альфонса из Лигурии
"Теология морали", написанная* в XVI веке, по сей день остается
официальным церковным учением о нормах сексуального поведения.
О том, насколько активно вмешивается религия в вопросы интимной жизни,
можно судить хотя бы по такому факту. В 1962 - 1965 годах проходил
второй Ватиканский собор, который, отражая значительные сдвиги,
происшедшие после второй мировой войны, провозгласил, что супружество не
обязательно должно вести к рождению детей. Тем не менее римский папа
Павел VI (1897- 1978 гг.) после долгих раздумий решительно выступил в
1968 году против использования противозачаточных средств. Его решение
вызвало многочисленные протесты в среде церковных сановников и верующих.
Тогда глава католической церкви пошел на компромисс и разрешил в
качестве единственной формы контроля за рождаемостью так называемый
физиологический метод исчисления дней менструального цикла, более или
менее благоприятных для зачатия, дополненный методикой измерения
основных температур (более подробно мы расскажем об этих методах ниже).
15 настоящее время действует авторитетная всемирная организация
International Planned Parenthood Federation с центром в Лондоне. Эта
организация сотрудничает с органами здравоохранения многих стран по
вопросу массового внедрения контрацептивных (противозачаточных) средств.
Ее деятельность пользуется особой поддержкой в развивающихся странах,
где наблюдается особенно бурный рост народонаселения.
Вообще следует заметить, что годы, прошедшие после окончания второй
мировой войны, ознаменовались значительным ростом населения на всем
земном шаре. Причин такого резкого увеличения населения Земли несколько,
но главные из них - значительное снижение детской смертности (особенно
среди новорожденных) при сохранении высокой рождаемости в развивающихся
странах. Немаловажное значение имеют и успехи медицины, добившейся
значительного продления человеческой жизни. По подсчетам ученых,
численность населения Земли к началу XXI века достигнет 6,1 миллиарда
человек, т. е., другими словами, увеличится почти в полтора раза по
сравнению с нынешней численностью планеты. Много это или мало? Ученые
считают, что численность в 10-15 миллиардов человек оптимальная, потому
что Земля в состоянии прокормить - при условии, конечно, разумного
использования природных ресурсов и дальнейшего развития научного
познания - 30 миллиардов человек.
Страх голодной смерти перестал быть причиной ограничения рождаемости
(хотя голод как таковой, особенно в развивающихся странах, отнюдь не
снят с повестки дня. Пример тому - жесто-' чайшая засуха, поразившая
некоторые районы Эфиопии в 1984 - 1985 годах и приведшая жителей этой
страны на грань гибели от голода, что могло бы иметь самые печальные
последствия, если бы не своевременная и эффективная помощь продуктами
питания и медикаментами, оказанная населению Эфиопии Советским Союзом,
другими социалистическими странами, а также некоторыми развитыми
капиталистическими странами). В промыш-ленно развитых странах люди
соотносят время зачатия и рождения детей со своими потребностями и
условиями жизни. Сегодня они не только стремятся обеспечить своим детям
высокий уровень жизни, но и сами охотно пользуются всеми благами, какие
пре- i доставляет им цивилизация (социалистические страны не составляют
в этом смысле исключения, хотя, разумеется, наши идеалы принципиально
отличны от идеалов, проповедуемых капиталистическим обществом). Широкое
применение надежных контрацептивных средств в промышленно развитых
странах освободило женщину от страха нежелательной беременности, хотя, с
другой стороны, способствовало распространению все более свободных
взглядов на роль и место в жизни каждого человека сексуальных
потребностей и возможностей их удовлетворения. Такому свободному взгляду
в немалой степени способствовала и эмансипация женщины, вырвавшейся
из-под власти экономической за-мисимости от мужчины. Наконец, все более
ускоряющийся ритм жизни, жесткие требования, которые предъявляет
человеку усложняющееся промышленное производство, многочисленные
обязанности, накладываемые обществом на своих членов, и многое другое
порождают у человека стихийную потребность расширить свои межличностные
связи, утвердить себя как индивидуальность, в том числе и в сексуальном
плане.
Ничего противоестественного в этом нет. Так уж устроен человек, что
ничто человеческое ему не чуждо. До тех пор, пока сексуальные
потребности человека не ведут к распущенности и поддаются регулированию
со стороны общества, нет причин для беспокойства.