Если человека не гладить по голове, у него высохнет спинной мозг..."
В справедливости этого изречения убеждаешься всякий раз, когда
сталкиваешься с неблагополучными семьями. И напротив, семья, где
властвуют мир и взаимопонимание, где отношения между родителями и детьми
строятся на основе равенства и взаимного уважения, - такая семья, как
заметил один философ, есть не что иное, как "шедевр природы".
В. Гюго называл семью "кристаллом общества", а Ф. Адлер считал: "Семья -
это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества". Примеры высокой оценки семьи
можно продолжать очень долго. Но наша задача состоит не в цитировании
мудрых мыслей (хотя совершенно без цитат нам будет трудно обойтись); мы
лишь хотим рассказать нашим читателям о том великом долге друг перед
другом и перед своими будущими детьми, какой добровольно принимают на
себя люди, вступая в брак.
В разделе "Ребенок" мы расскажем о значении, какое имеет для нормального
развития ребенка забота и ласка матери. Но как часто мы еще встречаемся
с черствыми эгоистами, которые и стали-то такими потому, что испытали в
детстве острый дефицит внимания. "Ребенку вредят не сквозняки, а
холодность матери". С этой истиной едва ли кто-нибудь станет спорить. И
если верно, что, как говорил английский философ и педагог Д. Локк, "от
правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа", то с
тем большим основанием мы можем сказать, что наше будущее благосостояние
начинается с того, какие взаимоотношения мы сами установим в своей
семье.
Человек как отношение
С древнейших времен человека интересовал вопрос, кто он и каково его
место в мире, в чем его сущность и назначение, зачем он родился и что
оставит после себя. Человек представлялся самому себе то как целая
Вселенная, а то сокращался до малой частички, затерявшейся в бесконечном
мироздании, то ставил себя вровень с всемогущим богом, а то превращался
в беспомощное существо, послушное воле всесильной судьбы. В философии
Аристотеля человек предстал как живое существо, наделенное духом и
разумом - "разумной душой", как говорил Аристотель о человеке,- а в
христианском представлении человек не более как внутренне раздвоенное
существо, несущее на себе первородный грех. Декарт ставил превыше всего
способность человека мыслить и потому видел в этой способности
единственно достоверное свидетельство человеческого существования
("мыслю, следовательно, существую"), а Кант считал, что в вопросе "что
такое человек?" заключен основной смысл философии. Гегель объявил
человека носителем общезначимого сознания, всеобщего идеального начала -
духа и разума. Фейербах, споря с ним, разглядел в человеке
чувственно-телесное существо, живую встречу "Я" и "ТЫ" в их
конкретности.
Нетрудно заметить, что всем этим взглядам недостает живой связи человека
с окружающей его средой, с обществом, частью которого он является, с
трудовой деятельностью, через которую и посредством которой человек
только и может выразить себя. Преодолевая эти ограниченные взгляды,
марксизм впервые в истории философии увидел человека во всех его
взаимосвязях, показал его как производное от общества, как продукт и
субъект обще-ственно-трудовой деятельности. К. Маркс писал, что
"...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В
своей действительности она есть совокупность всех общественных
отношений".
Эта мысль К. Маркса не утратила своей актуальности и сегодня. Человек
как совокупность всех общественных отношений сам является носителем
отношения к окружающему миру. Человек есть не что иное, как живая
система, представляющая собой единство физического и духовного,
природного и социального, наследственного и приобретенного в процессе
жизни. С самого своего рождения человек вступает в отношения с миром
людей и вещей, с миром социальных образований, которые накапливались
веками и тысячелетиями усилиями всех предшествующих поколений. Даже
оставаясь наедине с собой, писал К. Маркс, человек всесторонне включен в
контакт, общение с обществом.
Мир, в котором живет человек, - это мир очеловеченный, т. е. такой мир,
в котором каждый предмет, каждое явление и процессы, в нем происходящие,
"заряжены" человеческой энергией. Чтобы окружающий человека мир стал
его, человека, миром, он с детства вводится в общение со взрослыми,
подражает им, учится у них, приобретает знания. Новорожденный человек не
получает мир в "готовом виде". Но, постепенно осваивая его, познавая
его, преобразуя этот мир своей деятельностью, человек утверждает себя
как личность, делает окружающий его мир частью своей индивидуальности. В
этом постижении мира, в этом приобщении к нему участвует, как писал К.
Маркс, каждое из "...ч еловеческих отношений к миру - зрение, слух,
обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание,
деятельность, любовь, словом, все его органы индивидуальности..."
Обратите внимание: даже такое сокровенное чувство, как любовь,
выступает, по Марксу, "органом индивидуальности", который приобщает
человека к миру. Это приобщение не заканчивается индивидуальным
человеческим "Я", оно преобразуется в новое качество, где "Я" и "ТЫ",
как объект любви, не существуют в случайно подобранной паре, а
реализуются в "МЫ", которое находит позже продолжение в наших детях,
чтобы уже наши дети получили возможность приобщиться к очеловеченному
миру.