После всего, что мы сказали о сущности человека, любви, браке, семье
и ребенке, нам остается добавить немногое, чтобы перейти к разговору о
психологических проблемах молодой семьи.
Союз, созданный влюбленными, ребенок, олицетворяющий цх единство, не
могут - и не должны - замыкаться в самих себе. Семья, которая
довольствуется собственной гармонией, которая живет лишь для себя одной,
является пародией на все, что мы говорили о сущности человека и величии
любви. Вы совершите непростительную ошибку, если превратите Свой Дом в
свою маленькую "крепость", в которой будете скрываться от окружающего
мира. Сущность человека, как мы помним, состоит не только в том, что
"она есть совокупность всех общественных отношений", но также и в том,
что человек сам является носителем отношения к окружающему миру. В своем
отношении человек выявляет себя как непрестанно совершенствующаяся
личность, которая никогда не достигает предела своих возможностей (а
возможности для нравственного и общественного проявления у каждого
человека поистине неисчерпаемы). Напротив, человек, замыкающийся в себе
и Своем Доме, очень быстро "выдыхается" и полагает, что то немногое
(немногое по сравнению его неограниченными возможностями), чего он
достиг, есть абсолютный предел его самосовершенства. То же можно сказать
и относительно семьи в целом. Жить только в "кругу своей семьи" означает
на деле сознательно ограничить себя замкнутым тесным "кругом", за
пределами которого остается непонятный и, в сущности, безразличный таким
людям мир. В действительности же этот мир, пусть даже и непонятный,
вовсе не безразличен к жизни любой семьи, он снабжает ее всем
необходимым для ее существования, не получая взамен ничего. Справедливо
ли такое "разделение обязанностей", где одна сторона всегда только
получает, а другая только дает? В природе такая форма взаимоотношений
между живыми организмами, из которых один (семья, или ячейка общества)
живет за счет другого (общество), используя его лишь в качестве среды
обитания и источника своего существования, нанося тем самым другому
организму вред, называется паразитизмом.
Семья, замкнувшаяся в себе и заботящаяся лишь о собственном
благосостоянии, бывает, как правило, очень многим недовольна. Однако
позволительно спросить членов такой семьи: а что вы дали обществу, чтобы
требовать от него сверх того, что оно может вам дать? Соответствуют ли
ваши запросы вашему реальному вкладу в общее благосостояние?
Социалистическое общество, спору нет, ни одному из своих членов, даже
самому отпетому лентяю, не даст умереть с голоду. Однако общество
поступит вполне благоразумно, если поумерит "аппетиты" такого лентяя и
не поспешит выдать ему по первому его требованию все, что он ни
пожелает.
Семья же, которая не замыкается в Своем Доме как в клетке (не имеет
значения, в птичьей или в тигриной), а живет интересами общества, давая
ему максимум того, что может дать, умножая его богатства и,
соответственно, делая богаче себя,- такая семья с полным основанием
может называть себя открытой.
Во взаимоотношениях между семьей и обществом, как и во взаимоотношениях
между влюбленными, противоестественно, когда одна сторона живет за счет
другой. Ни богатство нашего общества, ни богатство наших чувств не
беспредельны, чтобы всегда только давать, ничего не получая взамен. Рано
или поздно они могут истощиться. Задача же влюбленных, как и задача
семьи в ее взаимоотношениях с обществом,- обогащать друг друга и,
становясь от этого еще богаче, двигаться дальше по пути
совершенствования.