В одной не лишенной иронии старинной сказке сказано, что супружество
есть не что иное, как "могила романтической любви". Сотни и тысячи
романов, пьес, кинофильмов, повествующих о влюбленных, заканчиваются
трогательным свадебным поцелуем под дружные выкрики "горько! горько!",
за которым следует (и то не всегда) беглое упоминание: они жили
счастливо и умерли в один день. А вот как именно жили счастливо, в чем
конкретно состояло их счастье - об этом романы, пьесы и кинофильмы чаще
всего умалчивают. Нет смысла доказывать, что супружество является делом
двух взрослых людей, у которых свое особое представление о счастье.
Однако многие счастливо начинающиеся браки рушатся потому, что один или
сразу оба партнера, несмотря на свой "взрослый" возраст, в эмоциональном
отношении все еще остаются детьми. С чего начинается любовь? С
счастливой волшебной встречи, за которой следует не менее счастливый
брак? Нет, любовь, как правило, начинается намного раньше - с первых
романтических грез. Сколько девочек мечтает, что вот распахнется в один
прекрасный день дверь в их комнату, войдет Он, предназначенный им
судьбой, ослепит их своей необыкновенной красотой и благородными
манерами, не мешкая припадет к их стопам и срывающимся от волнения
голосом молвит: "Ты ждала меня, моя любимая. Я пришел!" Годы, однако,
идут, девочка взрослеет, превращается в девушку, а дверь в ее комнату
что-то не спешит распахиваться. Романтические грезы не рассеиваются, они
лишь уходят в глубь сердца девушки, на время затаиваясь там, и, если ей
повезет и она встретит того, кто хотя бы отдаленно напомнит ей ее давний
романтический образ, она готова сказать себе: "Он пришел! Я проснулась
для настоящей жизни!"
Это, так сказать, один тип современной "спящей красавицы". Другим
распространенным типом современной "спящей красавицы" является тип
"эмансипированной девушки", облаченной в брюки, но, увы, лишенной
бороды. Таким девушкам грезится их будущий муж как совершенный
интеллектуал, находящийся у всех на виду, блестящий ученый,
зарабатывающий кучу денег, и при всем при том великолепный кулинар,
прачка, уборщик, мудрый воспитатель ее детей и проч.
Романтическое представление об идеальном муже не покидает и многих
замужних женщин. Они сравнивают своего партнера с мужьями своих подруг,
и, будь их собственные мужья в тысячу раз лучше и умнее, всегда
оказывается так, что мужья подруг все-таки пусть в чем-то, пусть на
самую капельку, но еще лучше их мужей. И тогда начинают терзать себя
вопросом: ну почему я такая невезучая? Почему у других мужья как мужья и
только у меня не муж, а сплошное недоразумение?
Мужчины тоже недалеко ушли от "прекрасной половины человечества" в своем
романтическом представлении об идеальной "принцессе", на которую они
готовы молиться всю жизнь. Реальные будни, однако, довольно быстро
раскалывают на мелкие черепки и их "возвышенные образы". В чем тут дело?
Да просто в том, что и романтические "спящие красавицы", и их не менее
романтические "дремлющие рыцари" бездействуют в ожидании того
прекрасного дня, когда наконец к ним явится тот Идеал, о котором они без
устали грезят. Если их во время "волшебного сна" растормошить и прямо
спросить: а что ты способен дать своему Идеалу? - они не задумываясь
ответят: всё! Стоит, однако, поподробнее расспросить их о том, что они
сами понимают под этим "всё!", и выяснится, что под "всё" не лежит
ровным счетом ничего.
Впрочем, в жизни подобными вопросами не задаются, и девушки,
собирающиеся вступить в брак, уже отлично знают, что между их женихом и
воображаемым "принцем", к встрече с которым они всю жизнь готовились,
пролегает довольно глубокая яма. Но что же тогда заставляет девушку
выходить замуж не за "принца", а просто за мужчину, которого она тем не
менее любит? Чаще всего тайное убеждение: погоди, милый, вот станешь
моим мужем, быстренько избавишься от всех своих дурацких замашек! Так
оно вскоре и происходит. Едва выйдя замуж, молодая жена засучивает
рукава и начинает "выбивать" из своего новоиспеченного мужа все его "дурацкие
замашки": отныне он должен забыть всех своих приятелей и сидеть дома,
есть только то, что подадут на стол, а не нравится - пусть готовит сам,
выбросить свою нелепую шляпу на помойку и прочее и прочее. И притом
женщина, поступающая таким образом, считает себя "доброй феей", которая
действует лишь во благо своему мужу!