Попытаемся разобраться в этом феномене с точки зрения экономики.
Прежде всего: ребенку совершенно не нужна роскошь. Наоборот, лучшее, что
мы можем ему дать, это научить его быть скромным, радоваться малому,
уметь ценить подарки не за их материальную стоимость, а за то, что
сделаны эти подарки с любовью. Ребенок, конечно же, должен иметь
необходимые игрушки. Но это вовсе не значит, что его уголок должен
превращаться в филиал "Детского мира" или склад утильсырья (чем больше у
ребенка игрушек, тем быстрей он ими пресыщается и тем легче уничтожает
их). Воспитание ребенка с точки зрения экономики состоит прежде всего в
том, что мы должны научить его правилу трех "но":
1. Не все, что ребенок видит, должно обязательно становиться его
собственностью.
2. Не всякое желание ребенка должно немедленно исполняться.
3. Ребенок должен думать не только о себе, но и о других членах семьи.
В многодетных семьях каждый ребенок учится делить то, что имеет, с
братьями и сестрами и соотносить свои запросы с учетом запросов других
членов семьи. Гораздо сложнее обстоит дело в семьях, где растет один
ребенок. Необходимо его научить делиться тем, что он имеет, с
родителями, внушить ему, что, хотя он и один, это вовсе не означает, что
он единственный полноправный член семьи, а остальные если и имеют
какое-то право, так это право опережать друг друга в исполнении его
капризов. Некоторые родители отказывают себе буквально в самом
необходимом, только бы их ребенок имел все, что ни пожелает. Так
воспитывается махровый эгоист, который распространяет чувство своей
привилегированности вначале на своих родителей, потом на других детей, а
затем и на общество в целом.
Хорошо, когда дети рано узнают цену самым привычным вещам (не
стесняйтесь посылать их в магазины за покупками; это разовьет в них
осознание, что за все, о чем так легко мечтается дома, надо
расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд). Когда
дети научатся регулировать расходы (это происходит примерно в
десятилетнем возрасте), можно давать им необходимые карманные деньги,
постепенно приучая их к хозяйствованию. На первых порах расходы следует
контролировать - можно спросить, на что были потрачены деньги, хватило
ли их ребенку, а можно попросить его завести тетрадку и записывать туда
свои расходы.
Детям с самого раннего возраста необходимо привить понятие стоимости
вещей, которыми они регулярно пользуются, т. е. одежды, игрушек, книг,
спортинвентаря, школьно-письменных принадлежностей и проч. Дети не
должны привыкать к тому, что все, что теряется, портится или ломается,
будет автоматически заменено на новое. Необходимо приучить их в каждой
вещи видеть определенную ценность, которую кто-то в свое время создал, а
родители подкрепили эту ценность своей работой. Поэтому дети должны
научиться переживать за каждую испорченную вещь.
Воспитывая детей, следует постепенно подавлять их естественные
эгоистические наклонности и поддерживать стремление к созданию ценностей
своими руками и умение приносить радость людям. Следует обратить особое
внимание на то, чтобы их подарки родителям или братьям и сестрам не были
пустой формальностью, а чтобы приобретались на сэкономленные карманные
деньги или были сделаны собственными руками.
Родители должны усвоить, что весь процесс воспитания детей с точки
зрения экономики должен быть направлен на привитие им чувства настоящих
ценностей и умение отличать их от ценностей мнимых. Это вызовет в детях
стремление самостоятельно создавать ценности, а не быть только их
потребителями. Возможные жизненные невзгоды они будут потом легче
преодолевать, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной
трагедией.