Мы не оговорились, назвав эту главу так: первые чувства матери.
Существует мнение - и оно подкрепляется выводами весьма крупных
авторитетов,- что первые материнские чувства зарождаются у девочек в
очень раннем возрасте, когда они играют в куклы. Осмелимся не
согласиться с такой точкой зрения, хотя мы и признаем всю важность игры
для нормального развития ребенка и подготовки его к будущей
самостоятельной жизни. Между чувствами девочки, играющей в куклы, и
чувствами матери к своему ребенку лежит такая же пропасть, как между
чувством "ненависти" к "врагу", возникающим у мальчиков, играющих со
своими сверстниками в войну, и чувством ненависти взрослых к реальному
врагу, напавшему на нашу страну и учиняющему зверства над нашими
соотечественниками, а наши дома, фабрики и заводы, все то, что создавал
с таким трудом на протяжении многих веков наш народ, превращающему в
руины.
Да и с точки зрения психологической чувства, зарождающиеся у девочки,
играющей в куклы, и чувства, какие молодая мать испытывает к своему
ребенку, не имеют ничего общего. Если девочка, играющая в куклы,
подражает своей матери, то мать, заботящаяся о своем ребенке,
отождествляет себя с ним. Плод, развивающийся в чреве матери, на
протяжении многих месяцев вообще является частью тела матери и не может
быть представлен в отрыве от него. Появившийся на свет ребенок также не
может быть тотчас изолирован от матери или хотя бы от женщины, способной
заменить ему мать. Минуты кормления, когда мать нежно прижимает к себе
хрупкое тельце ребенка, долгие часы уединения тоже есть не что иное, как
продолжение единства матери и ребенка, зародившееся между ними, когда
ребенок еще находился в ее чреве. Наконец, изменения, происходящие в
организме беременной женщины, изменения, продолжающиеся в ней и после
рождения ребенка, - это также следствие единства ребенка и матери.
Именно из внутреннего единства матери и ребенка у женщины возникают
первые собственно материнские чувства, из которых главнейшее - забота о
ребенке. Это чувство не осознанное, как полагают некоторые, а скорее
инстинктивное, присущее всему живому на земле. Известно, сколько
"выдумки" проявляют самки птиц и зверей, чтобы создать своим малышам
комфортные условия первых дней и недель существования: они тщательно
устилают гнезда прутьями, ветками и стеблями травы, готовят к появлению
детенышей норы и логова; совсем нередки случаи, когда самки птиц
выклевывают из себя пушинки и перья, а самки зверей выщипывают из своего
меха шерстинки, чтобы их малышам было мягко и удобно. А посмотрите, с
какой аккуратностью они следят за чистотой в своих гнездах, норах и
логовах, с каким старанием выбрасывают из них, а когда не могут
выбросить, то подъедают все, что способно разлагаться и отразиться на
здоровье малышей!
Мать, утоляя чувство голода ребенка, следя за чистотой его тельца,
удовлетворяет не только потребности ребенка, но и свои собственные
потребности. Понаблюдайте за матерью, ухаживающей за ребенком, и вы
легко удостоверитесь в нашей правоте. С чем сравнить чувство матери и
возможно ли оно у девочки, играющей в куклы, когда мать, кормящая грудью
ребенка, физически ощущает, как энергия, заключающаяся в ней, переходит
вместе с ее молоком к ее ребенку. Или посмотрите, как она непроизвольно
складывает губы трубочкой и сама начинает причмокивать, когда кормит
ребенка с ложечки, что и, главное, как говорит ребенку, когда купает его
или пеленает. Разве можно назвать все то, что испытывает, что чувствует
и делает мать, ухаживающая за ребенком, осознанными действиями? Нет,
конечно. Но интересно при этом заметить, что не только в матери, но и в
ее ребенке пробуждаются первые собственно человеческие чувства. Да вот
хотя бы такой лежащий на поверхности пример: ребенок, сосущий молоко,
как бы постигает чувство радости, какое испытывает человек, приносящий
радость другому; молоко, которое он получает, становится прообразом
подарков, которые он сам позже станет делать, прообразом человеческих
ценностей, которые откроются ребенку и в мир которых он вступит.
На смену первым чувствам, объединяющим мать и ребенка, у многих женщин
появляется чувство усталости, вызванное тем, что ей приходится не только
заботится о ребенке, но и продолжать выполнять свои многочисленные
обязанности по дому. Это естественное чувство, и его не следует
пугаться, хотя многие женщины, не поняв природы этой усталости, начинают
тяготиться ребенком и необходимостью заботиться о нем. Мы призываем
таких женщин не путать следствие с причиной и не впадать при этом в
другую крайность, также, к сожалению, весьма распространенную: кормя
ребенка грудью, одновременно готовиться к лекциям, читать конспекты или
"отдыхать", устроившись перед экраном телевизора. Все это может вредно
отразиться не только на вашем ребенке, но и на вас. Не спешите нарушить
физическое и эмоциональное единство, существующее между вами и вашим
ребенком. Улыбнитесь ребенку, поговорите с ним так, как вам хочется,- не
беда, что ваша речь при этом будет нечленораздельной и напоминать скорее гуканье ребенка, чем осмысленную речь взрослого человека.
Мы не понимаем "интеллектуалок", которые считают, что с ребенком следует
с первых дней рождения говорить нормальным человеческим языком, а не "сюсюкать". Беда в том, что такие
"интеллектуалки" вносят элемент
рассудочности в то, что должно принадлежать целиком миру первых чувств
матери, которая повторяет себя в своем ребенке. Вы можете говорить с
вашим только что родившимся ребенком на самые мудреные темы, можете
настойчиво и членораздельно повторять ему "мама", "папа", "дай", "возьми" и т. д.- ребенок все равно не поймет вас. Сам находясь целиком
в мире открывшихся, ему чувств, объединяющих его с чувствами матери, он
поймет не смысл ваших слов, а вашу интонацию, и в зависимости от вашей
интонации будет радоваться вместе с вами или пугаться вас. Ребенку о
ваших истинных чувствах скажут гораздо больше ваша улыбка и ваше гуканье
и ничего не скажет ваше самое искреннее объяснение в любви и нежности,
изложенное на "нормальном языке".
"Сюсюкать", как ни ужасно звучит это слово, с ребенком до достижения им
определенного возраста нужно. Можете называть это "сюсюканьем", можете
подыскать более резкое слово, но ребенку необходимо общаться с вами, как
вам необходимо общаться с ним, причем и вам и ему необходимо общение на
уровне возникших и развивающихся в вас обоих новых чувств, в которых
ребенок стремится объединить себя с вами, а вы себя - с вашим ребенком.
Единство, установившееся, между вами и вашим ребенком с первых дней его
существования, со временем, конечно же, изменится, приобретет новые
формы, станет просто привязанностью, также, к слову сказать, трудно
поддающейся описанию словами, но это будет именно единство матери и
ребенка, которое сохранится между вами навсегда. Нарушение этого
эмоционального единства может пагубно сказаться не только на ребенке, о
чем мы поговорим еще более подробно, но и на самой матери, в которой
возникшие в ней первые материнские чувства быстро заглушаются другими.
Нам известно немало случаев, когда мать, передав грудного ребенка на
воспитание другим людям, лишается собственно материнских чувств, для нее
ее ребенок, когда она видится с ним, становится в лучшем случае куклой
для взрослой девочки, с которой можно поиграть, но и играть, поскольку
мать стала уже взрослым человеком, ей тоже особенно долго не хочется. То
есть, мы хотим сказать, общение матери с ребенком на уровне чувств не
только делает ребенка человеком, но и женщину превращает в мать.