Мать стоит у истоков такого важного в жизни каждого взрослого
человека качества, как умение правильно ориентироваться в социальной
среде. Кто мы, какие мы, как мы взаимодействуем с другими членами
общества, что мы можем себе позволить, а что не можем — это и многое
другое, что помогает человеку жить полноценной жизнью и плодотворно
трудиться, в немалой степени зависит от того, насколько социально
правильно был сориетирован ребенок в детстве.
О социальной ориентации ребенка мы еще поговорим подробно в разделе
«Ребенок», а пока хотим заметить, что мнение некоторых родителей, будто
раннее помещение ребенка в детские ясли способствует его быстрейшей
социальной ориентации, лишено всяких оснований. Дело не в том, что
коллектив сверстников, среди которых будет расти ваш ребенок, не сумеет
правильно повлиять на него. Дело в том, что ваш ребенок пока не
подготовлен к жизни в коллективе, он еще многого не умеет, ему
необходимо постоянно чувствовать поддержку со стороны родителей, и
прежде всего со стороны матери.
Первые представления о социальной неоднородности людей, среди которых
ему предстоит жить, ребенок получает в своей семье, где его отец и мать
несут неодинаковые нагрузки по дому и уходу за ним. Если у него есть
старшие братья и сестры, бабушки и дедушки, тети, дяди и другие близкие
и дальние родственники, он очень скоро научится разбираться не только в
том, что присуще им всем и что их объединяет, но и в том, что делает их
непохожими один на другого из-за разных обязанностей, какие лежат на
каждом из них в отдельности. По тому, как взрослые относятся друг к
другу, он, далее, поймет, кто у кого находится в зависимом положении,
справедливо ли такое положение, и, если нет, он научится становиться на
сторону слабого (или на сторону сильного - смотря по тому, как вы сами
поведете себя но отношению к вашему ребенку).
Не следует развивать в ребенке иллюзию, что он в семье главный. Такая
иллюзия может выработать у него неправильное представление о своем месте
в жизни, и ему придется крайне трудно, когда он узнает, что в яслях и в
детском саду он должен слушаться старших и не обижать других детей, в
школе он должен одинаково хорошо учиться по всем предметам, хотя не все
предметы ему в одинаковой мере интересны, что на работе следует
выполнять распоряжения старших по должности, потому что это в интересах
производства и т. д. В то время не следует развивать в ребенке
абстрактное представление о том, что "все люди равны" в одинаковой мере.
Во-первых, напомним, никакие абстракции еще не доступны пониманию
ребенка, а во-вторых, если "все люди равны" в одинаковой мере, то
ребенок может решить, что незачем быть внимательным и предупредительным
к лицам физически более слабым, чем он, к женщинам и больным старикам,
ведь все они, как и он вместе с ними, "равны", потому пусть они
проявляют внимание к нашему ребенку, а не он к ним или, на худой конец,
пусть не мешают ему поступать так, как ему того хочется и как
вздумается.
Вместе с первыми социальными представлениями ребенок должен получить
представления о справедливости и несправедливости, начало начал каждой
семьи, и потому естественно, что ребенок прислушивается прежде всего
именно к матери, в ней ищет свою главную опору, у нее получает первые
уроки жизни. Вот почему важно, чтобы мать очень внимательно подходила к
запросам своего ребенка, сама вместе с ним проходила но "ступенькам"
социальной ориентации от простого "мне не хочется, но я должна сделать"
и до выработки в нем начал мировоззрения и патриотизма.
Начало развития эстетических вкусов
Ребенок не просто смотрит на окружающий его мир, он активно осваивает
его всеми своими органами чувств, учится отличать приятное от
неприятного, хорошее от дурного, красивое от некрасивого. Эталоном
приятного, хорошего и прекрасного для каждого ребенка становится его
мать. Независимо от того, растет ли у вас мальчик или девочка, именно на
свою маму и хочет прежде всего походить ребенок, именно ей доставить
радость, именно ее защитить от возможной опасности. Мама же первая поет
ему песенки, укладывая спать, рассказывает сказки, читает книжки и
показывает в них картинки. Ребенок постепенно входит в мир, наделенный
качествами, воздействующими на его чувства и обогащающими его духовно,
учится относиться к этому миру сопричастно, или эстетически.
Речь в это время начинает выполнять не только коммуникативную функцию,
но и открывает красоту своего звучания, ребенок повторяет вслед за
матерью стихи, которые она ему читает, сам начинает рифмовать слова. В
нем, иначе говоря, пробуждается художник, способный к восприятию
прекрасного, причем художник деятельный, сам уже рифмующий слова, и
пытающийся что-то изобразить карандашом на бумаге, нарисовать мир таким,
каким он его чувствует (иногда добавляют при этом: и видит. Нет, мир
ребенок видит не таким, каким его изображает, а лишь таким, каким его
чувствует; но зато мир, изображенный им на бумаге так, как он его
чувствует, на той же бумаге ребенок видит не таким, каким его видим мы в
изображении нашего ребенка. Ну и, конечно же, не следует принимать
обыкновенные каракули за некое "откровение" или особое "внутреннее
видение" мира ребенком: в его возрасте все детям просто доставляет
удовольствие марать бумагу, с удивлением обнаруживая, что, оказывается,
обыкновенный карандаш может оставить за собой след).