Нам остается сказать буквально несколько слов о месте женщины в
обществе, чтобы перейти к рассмотрению некоторых аспектов материнства.
Природа, создавая человека, отмерила ему определенный век, точно бы
подвергая его жестокому испытанию: что ты успеешь за время, отпущенное
тебе, останешься ли жить навсегда в благодарной памяти потомков или
уйдешь в небытие и память о тебе исчезнет прежде, чем ты прекратишь свое
физическое существование?
Мужчины стремятся сохранить себя в делах своих рук и разума. Женщины
стараются не отстать от них и тоже создают материальные и духовные
ценности. Мужчины стремятся продолжить себя в имени и фамилии своего
ребенка. Женщины дают жизнь этому ребенку.
Как видим, и у мужчины, и у женщины цели в жизни общие, хотя способы их
достижения - разные.
Веками, тысячелетиями женщина находилась в неравном положении с
мужчиной. Социализм покончил с такой несправедливостью. Однако социализм
не нуждается и в абсолютном равенстве женщины и мужчины. На деле
абсолютное равенство, о чем пеклись все движения феминисток,
оборачивалось двойным неравенством: женщинам доставалась самая тяжелая
работа и на производстве, и дома. Подлинное равенство состоит не в том,
чтобы исчезла разница между полами (такое невозможно до тех пор, пока на
земле будут оставаться хотя бы один мужчина и одна женщина), и не в том,
чтобы результаты работы женщины приравнивались к результатам работы
мужчины (т. е. чтобы женщина за одинаковую работу с мужчиной получала
одинаковую с ним зарплату). Развитой социализм достиг такой степени
зрелости, когда формального равенства между мужчиной и женщиной
становится уже явно недостаточно, потому что такое формальное равенство
превращается в фактическое неравенство. Мы достигли огромных успехов в
продвижении нашего общества вперед, к коммунизму. И сегодня, как нам
представляется, вполне созрели все условия, чтобы юридическое равенство
полов было утончено в своих основных формулировках и рассматривалось
ранее.
В ми и уже многое сделано для признания равенства имен, и
противоположных полов и еще больше будет сделано, подтверждение тому мы
находим буквально на каждом шагу во социалистических странах. Однако
современная система опенки ценностей в наших странах отражает так
называемый "мужской принцип" и уже по нему оценивается труд женщины
которая, естественно, всегда будет отставать от мужчины уже в силу
природной своей организации. Между тем в в обществе наряду с "мужским
принципом" должен действовать по аналогии с ним и "женский принцип",
оценивающий труд женщины дифференцированно, как труд именно женщины, а
не мужчины.
Женщина не нуждается в том, чтобы ее во всем уравнивали с мужчиной и
спрашивали с нее как с мужчины (женщины в капиталистических странах еще
только мечтают о таком равенстве с мужчиной, но женщинам, живущим в
условиях развитого социализма, уже мало быть во всем уравненной с
мужчинами). Сегодня у нас, кажется, все уже поняли, что так называемая
эмансипированная женщина, добившаяся того, чтобы встать "на одну доску"
с мужчиной, поступила себе во вред. Еще Ж.-Ж. Руссо предупреждал о такой
опасности. "Когда женщина бывает до конца женщиной,- писал он,- она
представляет больше ценности, нежели когда она играет роль мужчины.
Развивать в женщине мужские свойства, пренебрегая присущими ей
качествами,- значит действовать явно ей во вред".
О зрелости общества мы судим не только по способу производства и
производственным отношениям, но и по отношениям, какие складываются в
обществе между мужчиной и женщиной. Великий пролетарский писатель М.
Горький говорил: "Высота культуры определяется отношением к женщине".
Сегодня, думается, наступило время, когда социализм в состоянии доказать
всему миру, что и по высоте культуры ему нет и не может быть равного
никакого другого общества на земле.
Мы, разумеется, отдаем себе отчет в том, что вопросы, которые мы ставим,
не разрешить в один день, тем более в таком узком издании, как
"Энциклопедия молодой женщины". Здесь требуются объединенные усилия
десятков научно-исследовательских институтов, различных общественных
организаций и органов планирования народного хозяйства. Однако мы
посчитали себя вправе поставить вопросы, которые выдвинула сама жизнь,
на страницах этой книги, пригласив наших советских читателей совместно с
чешскими читателями сообща подумать, как лучше решить эти вопросы.