Тема "Материнство глазами психолога" может стать, без преувеличения,
основой самостоятельной книги, а не одной только главы, к тому же весьма
скромной по размеру. Однако мы отдаем себе отчет в том, что, во-первых,
нельзя объять необъятное, и во-вторых, в рамках "Энциклопедии молодой
женщины" следует сказать лишь о самом главном, что может представить
интерес для каждой молодой матери.
Из всего многообразия аспектов темы материнства с точки зрения психолога
мы остановимся на двух моментах а) что значит для молодой матери ее
ребенок и б) как ей строить свои отношения с мужем в новом для нее
положении.
Если читательниц удовлетворит такая локализация темы материнства, мы
готовы приступить к изложению своей точки зрения.
Молодая мать и ее ребенок
Из рассказа гинеколога вы узнали, как проходят нормальные роды,
познакомились с тем, какую боль испытывает ребенок, впервые набравший в
грудь воздух. Эта боль не единственное неприятное ощущение, какое
выпадает на долю новорожденного. Родовые пути женщины, как ни продуманно
устроила их природа, для ребенка иной раз могут представить
непреодолимую преграду (сошлемся в качестве примера на случаи так
называемого кесарева сечения, когда мать не в состоянии самостоятельно
родить ребенка, а все усилия врачей и акушерок помочь женщине
естественно родить ребенка оказываются тщетными). Вот почему у отсталых
народов и у народов, где медицина еще недостаточно развита или ощущается
острая нехватка врачей, довольно высокий процент детской смертности.
Какими причинами объясняется этот высокий процент смертности? Прежде
всего изменением формы или повреждением головы ребенка, когда он
проходит родовыми путями. В развитых странах в подавляющем большинстве
случаев медики спасают жизнь ребенку, голова которого подверглась
деформации или получила повреждение. Однако спасти жизнь ребенку еще не
означает, что ребенок этот родится совершенно нормальным психически.
Нет, он испытывает определенное шоковое потрясение, усугубляемое болью в
легких при первом вздохе и совершенно новой, непривычной для него
средой, в которой он оказывается, покинув чрево матери. Все это не может
не оставить следа на психике ребенка, родившегося без особых трудностей.
Тем более такой след надолго сохраняется в ребенке, чья голова
подверглась деформации или травме.
Что касается деформации, то голова ребенка при последующем нормальном
уходе довольно быстро восстанавливает свою форму. Иначе обстоит \цело с
различными травмами. Мать и другие близкие, ежедневно общающиеся с
ребенком, могут не заметить отклонений в его психике: ребенок растет
довольно подвижным, с хорошим аппетитом, ничем вроде бы не отличается от
своих сверстников. Первые симптомы нарушения психики могут обнаружиться
лишь в шестилетнем возрасте, когда ребенок впервые переступит порог
школы. Только здесь вначале учителя, а затем и родители обнаруживают,
что ребенок заметно отстает в умственном развитии от своих сверстников.
Самое опасное в этом возрасте, не разобравшись в причинах отставания
ребенка, применять к нему различные меры наказания: запрещать ему
гулять, заставлять часами сидеть над книгой или, более того, кричать на
него, а то и применять физические меры воздействия.
Ребенок в этом случае может еще больше пострадать психически, и тогда
ему нагнать своих сверстников станет не только сложно, но и в ряде
случаев вообще невозможно.
Как тут быть? Во-первых, очень многое в этой ситуации зависит от
учителей, от живого творческого контакта, какой они установят с
родителями отстающего ребенка. Во-вторых, решающее слово здесь остается
за родителями, за их терпением и умением разумно дозировать нагрузки на
психику и интеллект ребенка. Следует помнить, что от ребенка,
подвергшегося при рождении сильному шоку, нельзя требовать сразу же
выдающихся успехов в учебе - они ему попросту не но силам. Зато
внимательная и терпеливая работа с таким ребенком, консультации, если
понадобится, психолога, в огромном большинстве случаев приносят свои
плоды, и ребенок к десяти годам не только догоняет своих сверстников, но
нередко и опережает их. Лишь так можно исправить пострадавшую при
рождении психику ребенка, лишь в таком случае ребенка можно назвать
абсолютно здоровым не только физически, но и психически.
Происходят определенные изменения и в психике матери, особенно в психике
молодой матери, впервые родившей. Вернемся на несколько лет назад, к
тому самому дню, когда женщина буквально за несколько часов превращается
из беременной в роженицу, из роженицы в родильницу, а уже из родильницы
в молодую маму. Собственно, самое изменение названий определяет не
только изменения в организме, происходящие у рожающей женщины, но и в ее
психике. Новая нагрузка на психику родильницы приходится в часы, когда
ее отделяют от новорожденного, привозят его к ней лишь покормить и снова
увозят, чтобы она могла восстановить силы. Так продолжается на
протяжении недели, и вот наступает день, когда молодую маму выписывают
из родильного дома. Первые объятия мужа и близких, первая радость от
встречи с новым членом семьи, букеты благоухающих цветов, а следом -
совершенно новые будни, к которым женщина (мы говорим сейчас главным
образом о женщине, родившей впервые) совершенно не подготовлена
психически. Что делать с этим крошечным плачущим комочком, как его
купать, как пеленать, как, наконец, и когда кормить? Хорошо, если рядом
с молодой мамой окажется на первых порах опытная женгцина - ее
собственная мать или мать мужа, которая поможет ей освоиться с новой для
нее ролью. Ну а как быть, если рядом такой опытной женщины нет? Квартира
молодой матери быстро превращается в своего рода фабрику-прачечную,
стирка пеленок сменяется сушкой, сушка глажкой, и работе этой не видно
конца. В это самое время заплакал испачкавшийся ребенок, надо все
бросить и бежать к нему, нести его в ванную (а купать ребенка еще так
боязно!), вытирать, присыпать промежность, пеленать... Голова идет
кругом! Где тут вспомнить о муже, который, видя, что он теперь
"отодвигается" на второй план, начинает дуться, требует дать ему поесть
или, найдя благовидный предлог, уходит из дому к приятелям (мы уже не
говорим о том, что молодой отец не получает никакой декретный отпуск и,
естественно, все дни недели, кроме субботы и воскресенья, проводит на
работе, так что молодой матери и в эти дни приходится вертеться одной,
чтобы все успеть). Неудивительно поэтому, что многие молодые мамы не
выдерживают таких огромных психических нагрузок и вскоре начинают
испытывать страшную усталость, их постоянно клонит в сон, появляется
чувство апатии и т. д.
Как быть в этом случае? Должны заметить, что готовых рекомендаций здесь
нет и не может быть, все зависит от конкретных условий, сложившихся в
конкретной семье. Однако мы можем дать общий совет, которому должны
следовать и молодая мать, и лица, ее окружающие. В семье, где появился
ребенок, необходимо создать нормальную психическую обстановку, которая
предполагает разумное сочетание отдыха с заботой о ребенке и работой но
дому. Одной только матери такая задача оказывается не по плечу; здесь
многое зависит от людей, ее окружающих, и прежде всего от поведения и
реальной помощи со стороны ее мужа.