Все мы сегодня являемся свидетелями поистине ошеломляющих успехов
точных наук в постижении земных и космических тайн. На этом фоне
достижения современной психологии, особенно если учесть кажущуюся
очевидность ее выводов и незначительную практическую ценность
рекомендаций, выглядят более скромно. Однако впечатление это обманчиво.
Даже поверхностное знакомство с достижениями современной психологии
открывает массу нового и интересного, в том числе в такой таинственной
сфере, как основы формирования человеческой личности. Серьезные сдвиги
наметились и в изучении начального этапа развития ребенка, то есть в той
самой области, которая до недавнего прошлого представляла собой г "тайну
за семью печатями", как "тайной за семью печатями" оставалась невидимая
сторона Луны, пока советские межпланетные корабли не передали на Землю
ее снимки.
Родители, полагающие, что воспитанием ребенка можно вплотную заняться
лишь тогда, когда он научится понимать речь,- а вместе с речью их мудрые
наставления на тему о том, как следует вести себя, а как не следует,
подкрепленные на личный жизненный опыт,- совершают непростительную
ошибку. В этой связи нелишне напомнить пример, который, безусловно, у
каждого на памяти, но который мы склонны приводить скорее как забавный
казус, чем правило, которому сами же должны следовать. Когда некая мать
пришла к мудрецу и спросила, должна ли она начать воспитывать своего
ребенка или ей следует повременить, чтобы не слишком обременять любимое
чадо, мудрец поинтересовался возрастом ребенка. Узнав же, что ребенку
исполнилось пять лет, мудрец воскликнул: "Поспеши домой! Ты и без того
потеряла пять драгоценных лет!"
По-видимому, не каждая мать безусловно примет на веру, что Самыми
драгоценными в жизни ее ребенка являются именно первые пять лет, а не
три или, скажем, четыре года, когда ребенок особенно тесно с нею связан,
но в любом случае из приведенного примера вытекает несколько важных
выводов, которые мы теперь и рассмотрим. Главнейший вывод состоит в том,
что ребенок с самого рождения должен находиться под неусыпным
наблюдением родителей и получать от них все то, что мы привыкли называть
словом воспитание. И тогда, когда наш ребенок впервые нам улыбнется,
вызвав в нас ответную счастливую реакцию, и когда он в первый раз сложит
из нечленораздельных звуков слова "мама", "папа", "баба", приведя нас в
неописуемый восторг, и когда засопит, пытаясь сложить кубики в некое
подобие пирамиды, или с самым серьезным видом примется изучать
непослушную куклу, мы, сами того не подозревая, своим одобрением или
неодобрением уже закладываем в нашем ребенке то, что принесет свои плоды
в будущем. Первые, еще неосмысленные поступки и действия ребенка
намечают направление, по которому пойдет все его дальнейшее развитие.
Все наставления, которые мы дадим ему потом, все знания, которые он
приобретет в школе,- короче, все, чему его научит жизнь, будет нести на
себе отпечаток того, что вложено в нашего ребенка с самых первых дней и
недель его существования. Мы, конечно, еще не знаем, насколько он будет
талантливым, на что направит свой ум и энергию, сумеет ли постоять за
себя и найдет ли в себе силы бороться за достижение поставленных перед
собой благородных целей, но предпосылки для всего этого мы закладываем в
нашем ребенке уже теперь, когда он выглядит еще таким забавным
несмышленышем. Нам неизвестно, на ком однажды женится наш сын и за кого
выйдет замуж наша дочь, будут ли они счастливы в семейной жизни, но уже
теперь решается вопрос, будет ли любим наш ребенок, сумеет ли он сам
полюбить, захочет ли когда-нибудь обзавестись своими детьми. Мы не
знаем, станет ли наш ребенок трактористом или поэтом, но мы уже теперь
должны побеспокоиться о том, чтобы он полюбил труд, чтобы труд этот,
каким бы он ни был, доставлял ему радость и развивал в нем высокое
чувство ответственности. Все эти качества, как нетрудно заметить,
чрезвычайно важны для любого общества, для социалистического же общества
в особенности. Общество, которое желает быть здоровым, должно пристально
следить за тем, чтобы позитивные качества, приобретаемые его членами, не
растрачивались легкомысленно по пустякам. Что важно для общества в
целом, важно для каждого его члена в отдельности. В этом смысле
психология по-новому оценивает роль материнства и отцовства, по-новому
понимает их важность и в то же время ответственность, которую несут
родители за воспитание своих детей и которую они не вправе перекладывать
ни на кого другого.
В ожидании ребенка
Появление ребенка - событие важное во всех отношениях, в рождении с
психологической точки зрения. Как правило, появление в семье ребенка все
ждут с радостным нетерпеньем, детально обсуждая, что и как нужно
сделать, чтобы встретить нового гражданина'как можно лучше. Случается, к
этой радости примешивается доля беспокойства и тревоги за то, в какой
мир вступает ваш ребенок, что ожидает его в будущем. К жизни,
зародившейся от нас и находящейся пока что в нас, мы имеем уже
совершенно определенное отношение, хотя и не ведаем пока, родится ли у
нас мальчик или девочка и какого цвета при этом будут у него глаза.
Ребенка ожидают не только приданое, коляска и другие необходимые в
повседневной жизни вещи, но и заботы о нем матери и отца, других членов
семьи, их знания и опыт, надежды и идеалы. Все это, конечно, так или
иначе отразится на воспитании ребенка, и в этом смысле положение
ребенка, которого ждут с радостью, будет заметно отличаться от положения
ребенка, воспринимаемого просто как неизбежное следствие супружеской
жизни, или ребенка, зачатого "по ошибке", на которого родители смотрят
как на источник ненужных хлопот, лишних расходов и проч.
Однако отношение к еще не родившемуся ребенку складывается не только под
влиянием перечисленных обстоятельств, большая часть которых носит
привходящий характер. Истоки отношения к будущему ребенку следует искать
прежде всего в глубинах личностей родителей, в опыте и впечатлениях их
собственной жизни. Одним из таких действенных истоков, бесспорно,
являются впечатления детства и опыт отношений с собственными родителями
(под словом "родители" мы понимаем здесь как тех, кто родил и вырастил
детей, так и тех, кто их воспитал). Детство, конечно, не у каждого было
безоблачным и материально обеспеченным. Но если детство было радостным,
если оно протекало в кругу людей, которые любили друг друга и помогали
друг другу, то, очевидно, и у нас на всю жизнь сохранится убеждение, что
быть ребенком - это замечательно. Неудивительно, что люди с нормальным
детством, став взрослыми, чаще других стремятся
завестись собственными детьми, которые лучше всего и полней всего
позволяют повторить себя в них. Какая получится из меня мать и какой
выйдет из меня отец - это в определенной мере зависит от того, как
относились к нам наши родители, как они относились друг к другу, были ли
они счастливы или несчастливы.
В беседах с молодыми родителями мы часто слышим, что в вопросах
воспитания своих детей они следуют тем же принципам, которые некогда
испытали на себе. Вот что говорит одна молодая мать: "В детстве меня
часто колотили, и теперь я с трудом сдерживаюсь, чтобы не влепить
затрещину моему сорванцу". Это, так сказать, пример прямого переноса на
своих детей методов, вынесенных из собственного детства. О том же, в
сущности/ говорят примеры, в которых родители идут "от противного";
тому, что сами переживали в детстве. Вот лишь два высказывания из
множества подобных: "Я не помню дня, чтобы меня не били, поэтому своего
ребенка я и пальцем не трону"; "В детстве я росла в нужде и теперь не
допущу, чтобы моим детям чего-то не хватало". Как видим, обе эти
крайности (мы не рассматриваем отдельно переходные варианты между этими
крайностями, хотя и они имеют место в жизни) находятся в прямой связи с
тем, что получили молодые родители в детстве и что они теперь с большей
или меньшей мерой осознанности переносят на своих детей. В этом смысле
воспитание в детях будущих родителей начинается очень рано, фактически
еще до их рождения.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов опыт, приобретаемый будущими
родителями не только в собственной семье, но и в семьях друзей и
знакомых, которые они посещают, в школе на уроках, где дети рассказывают
о своих родителях, а также опыт, заимствованный в молодые годы из книг,
театральных спектаклей, кино- и телепередач. Следует учитывать также
опыт отношений с товарищами и друзьями, опыт любимого или любимой,
начала собственной супружеской жизни. Если молодые люди испытывают
удовлетворение в своих интимных чувствах, если любовь их получает
осознанное направление, то можно с большей долей уверенности утверждать,
что они очень скоро захотят увидеть продолжение своего счастья в
ребенке, пусть даже ребенок и прибавит им труда и забот. Таким образом,
и здесь мы видим если еще не само направление, но которому пойдет
дальнейшее развитие ребенка, то по крайней мере наметки этого
направления.
О том, что значит ребенок для молодых родителей, мы можем иногда лучше
судить на примере супругов, у которых нет своих детей и которые берут на
воспитание чужого ребенка. Здесь налицо желание иметь кого-то, кому
можно отдать свою любовь, о ком можно вместе заботиться, кто станет
подтверждением той простой истины, что высшее предназначение семьи
состоит в продолжении человеческого рода. Маленький несмышленыш,
неспособный и выжить-то самостоятельно, крошечный беззащитный человечек
именно этой своей беззащитностью позволяет взрослым пережить радость
открытия, удовлетворение, трепет, волнения и заботы, порожденные
расцветающей жизнью. Человечек этот дает им возможность передать, ни с
чем не сравнимые но красоте чувства, опытом, который можно
приобрести лишь в совместной родителей и детей. С появлением ребенка, в
том числе немного, внутренне развивается и крепнет семейное содружество
а но мере того как ребенок подрастает, совершенствуются и родители,
набираются неповторимой и не заемной, присущей только человеку жизненной
мудрости.