Современная психология доказала: в первые месяцы жизни ребенку
необходимо достаточное количество внешних импульсов Для того, чтобы его
центральная нервная система могла настроиться на определенную "волну".
Диапазон этой "волны", через которую внешние импульсы поступают в мозг и
перевариваются там, определяет степень связи ребенка с окружающим миром.
Поясним это на примере. Известно, что существуют ослабленные дети,
которые, появившись на свет, очень мало едят или вообще отказываются от
материнской груди. Своевременное медицинское вмешательство может спасти
ребенка (и так оно в большинстве случаев и бывает), но если даже этот
ребенок теперь станет есть втрое чаще и больше, он все равно не сумеет
сразу же догнать по весу и росту своих сверстников, который с самого
начала питались нормально. Нечто подобное набл, дается и в случаях,
когда ребенок изначально испытывает систематический "импульсный голод".
Сколько его потом ни "корми какими положительными эмоциями ни заряжай,
он не сможет воспринимать поступающие импульсы в полном объеме и
извлекать из них пользу. Как мы говорим в таких случаях, способности
ребенка поддерживать полноценный контакт с окружающим ми ром была
подорвана в самой основе.
Объективности ради заметим, что с явными случаями нарушений детской
психики мы встречаемся довольно редко. Однако более легкие формы
нарушений, вызванные недооценкой важности внешних импульсов, можно
встретить чаще всего и прежде всего там, где из-за слишком большой
занятости или других "интересов" членов семьи ребенок долгие часы
проводит один, где в поле зрения у него ничего не меняется, а среда, его
окружающая, монотонна и неподвижна. Кто хоть раз наблюдал за
двух-трехмесячным ребенком, не мог не обратить внимание на то, как он
живо реагирует на лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву дерева, игру
света и тени, возникающую при этом, и каким тот же ребенок делается
инертным, если решетка его кроватки наглухо затянута занавесками, а не
безукоризненно белом потолке нет решительно ничего, на чем можно было бы
задержать взгляд. Вот почему сегодня мы так редко встречаемся с
"больничной" белизной в отделениях для грудных детей домов ребенка или в
грудничковых группах яслей. Яркой окраске потолков уделяется самое
серьезное внимание, а над кроватками всегда можно увидеть нарядные
игрушки, которые качаются при движении ребенка и которые можно заменить,
когда они утрачивают свою притягательную силу.
Сегодня мы уже не столь категорично отвергаем укачивание и баюканье;
напротив, нянча ребенка на руках, мы не преминем показать ему и назвать
окружающие нас предметы, поднесем его к ним поближе, чтобы он мог лучше
их рассмотреть и даже потрогать. Некоторые из методов наших бабушек,
отвергавшиеся очень уж "гигиеничным" предшествующим периодом, вновь с
почетом возвращаются. Тем самым мы, конечно, не хотим сказать, что
ребенка нужно баюкать, утешать, кормить или же спешить заменить ему
пеленки тотчас, как только он захнычет. Излишняя стимуляция так же
вредна, как и ее недостаток, и удовлетворение всех без разбору желаний
ребенка приведет лишь к изменение к формированию характера. Тем не менее
нам нужно усвоить что ребенок не забава и не бездушная, а
уникальная личность с совершенно индивидуальностями и возможностями
развития. Это значит, что каждому ребенку нужно подходить строго
индивидуально, с свойственных ему одному особенностей. Потребность
в еде и сне может быть разной даже у близнецов, как разной может быть у
них и реакция на тепло, холод, резкие звуки, тот или иной голос,
приближение матери отца и т. п. Нервная система каждого ребенка
реагирует на одни и те же явления по-разному, и если мы хотим добиться
для всех наших детей одной и той же цели, какой, безусловно, являются
здоровье и гармонично развитая личность, то мы должны научиться к
каждому ребенку подходить в соответствии с его индивидуальностью.