Мы уже говорили о том, что прежде, чем отправиться в путь к
самостоятельности, ребенок должен пережить чувство зависимости. Чувства,
связывающие его с семьей, придают ему уверенность, и эта уверенность
позволяет ему перейти от полной зависимости от родителей к приобретению
личного опыта, результатом которого станет осознание собственной
индивидуальности. Нет, семья и на этом этапе развития не утратит для
него своего значения, но постепенно к семье будут подключаться все более
широкие общественные круги, с которыми ребенок будет вступать во
взаимодействие. Процесс приобретения самостоятельности - естественный и
необходимый процесс. Ребенок, который способен в 18 месяцев подождать
несколько минут в коляске у магазина, пока мама сделает необходимые
покупки, в три года сможет провести несколько часов в детском саду, в
шесть лет будет свободно вести себя в коллективе детей, а в одиннадцать
или двенадцать уже определит собственное место в сообществе сверстников.
Сказанное, разумеется, не означает, что к этому возрасту родители
лишаются своего ребенка; нет, просто их отношения вступают в новый этап,
наполняются новым содержанием, приобретают характер взаимоотношений
между взрослыми людьми. Хотим мы этого или не хотим, противимся или не
противимся, но однажды наши дети должны перестать быть детьми.
Произойдет это не вдруг и уж совсем не потому, что так решили за нас
наши дети или же мы пришли к выводу, что для этого наступил подходящий
момент. Дети перестают быть детьми исподволь, незаметно для себя и для
нас, и процесс этот не обходится без срывов, драматических конфликтов и
разного рода кризисов. Если же родители стремятся помешать растущей
самостоятельности детей, хотят подольше подержать их под своим "крылом",
то тем самым они могут нанести серьезный вред всему их последующему
развитию.
Уже на втором году жизни у ребенка появляется интерес к Другим детям.
Правда, пока что ему нравится просто побыть в обществе сверстников, но
такое пребывание не должно слишком затягиваться, и уж, во всяком случае,
сверстнику непозволительно переступать границы статиста, которые ему
определил наш ребенок. Стоит сверстнику хоть на секунду "забыть", что он
всего лишь статист, и вмешаться в игру нашего ребенка, как тотчас
поднимается визг и возникает ссора. После трех лет дети уже вполне
терпимо относятся друг к другу и легко находят общий язык в совместных
играх. С этой минуты отношения ребенка и коллектива начинают крепнуть и
развиваться. Четырехлетние дети уже не просто играют вместе, а
сотрудничают, в этом возрасте они способны разделить между собой роли,
подождать друг друга, если одному из них необходимо отлучиться
(например, его позвали домой обедать), и порадоваться общим успехам.
Пятилетние дети откровенно тянутся к товарищам по детскому саду, а
шестилетние переступают порог школы, означающей для них новую полосу в
их жизни, где речь идет уже не об игре, а о серьезной работе.
Но оставим пока наших детей на пороге школы и вернемся к началу их
самостоятельности, чтобы в свете новых данных психологии рассмотреть
некоторые трудности и нарушения, сопровождающие их развитие и
доставляющие иногда родителям непредвиденные хлопоты. Сразу же
оговоримся, что вряд ли мы сможем дать советы на все случаи жизни, когда
речь заходит о тех или иных отклонениях и нарушениях в поведении наших
детей. Мы лишь попытаемся обнажить психическую основу некоторых
странностей в поведении детей дошкольного возраста и объяснить, как и
почему эти странности возникают. Если воспитатель поймет "механику" тех
или иных нарушений, он сам сможет себе помочь. Ведь каждый ребенок - это
индивидуальность, а для индивидуальности нет и не может быть раз и
навсегда заготовленных рецептов.
Следует сказать вот еще о чем. Многое из того, что в поведении ребенка
тревожит или возмущает родителей, как правило, является естественным
следствием его развития, имеющего не только свои закономерности, но и
свои "подводные рифы". О болезнях и болезненных состояниях, серьезных
отклонениях от нормы, дурных привычках и тяжелых нарушениях в поведении
рассказывают специальные книги, к которым мы и отсылаем наших читателей.
Здесь же мы затронем наиболее часто встречающиеся трудности при
нормальном развитии нормальных детей.