Начнем с основных жизненных функций: питание, отправления, сон. Не
удивительно, что именно на этой "триаде" сосредоточивается главное
внимание воспитателей с того момента, как ребенок появился на свет.
В первый месяц жизни ребенок спит в среднем 20 часов в сутки и
бодрствует лишь в коротких, нерегулярных промежутках, причем переход от
бодрствования ко сну часто происходит незаметно. Однако уже на втором
месяце время сна перемещается на ночные часы, а время бодрствования - на
дневные. В три месяца дети спят в общей сложности 17 - 18 часов, в том
числе 10-11 часов ночью. К концу первого года жизни общая
продолжительность сна сокращается до 15 часов, но продолжительность сна
ночью остается неизменной до трех лет при увеличении времени
бодрствования днем. С середины второго года жизни дети, как правило,
спят днем всего раз и бодрствуют в течение двух промежутков времени по
5-6 часов. После двух лет ребенок спит днем 2-2,5 часа, а бодрствует
дважды по 6 часов. Все эти цифры, разумеется, приблизительны, поскольку
индивидуальная потребность в сне у разных детей весьма различна. Не так
уж редки случаи (и это, конечно, не трагедия), когда трехлетнему ребенку
днем вообще спать не нужно. То, что ему действительно не нужен дневной
сон, мы можем определить по тому, что он не засыпает даже при соблюдении
всех правил укладывания ко сну и при этом не выглядит усталым или
раздражительным, а ночью спит хорошо.
Может показаться, что нормальный сон зависит только от состояния нервной
системы и что его постепенное сокращение является необходимым следствием
развития организма. Да, это действительно так, но лишь отчасти. Ребенка
нужно научить правильно спать, и сделать это совсем нетрудно, если вы
последуете нескольким нашим советам. Спать ребенка укладывайте только
тогда, когда он сонный. Во время смены пеленок, переодевания перед сном
ребенка не следует ласкать, тормошить, играть с ним. Точно так же
следует избегать всего, что может вызвать раздражение ребенка или
довести его до слез. Важно, чтобы, укладывая ребенка спать, мать всегда
соблюдала один и тот же порядок, который вскоре станет подготовительным
этапом, настраивающим ребенка на сон. Необходимо, чтобы ребенок спал на
одном и том же месте, лучше всего в специально поставленной для него
кроватке. Настоятельно советуем следить за тем, чтобы в помещении, где
спит ребенок, было достаточно свежего воздуха, чтобы его не стесняла
рубашка - короче, чтобы не было ничего такого, что может вызвать у
ребенка защитную реакцию. Если, укладывая ребенка спать, родители его
кутают так, что он и пошевелиться не может, то не удивительно, что
ребенок капризничает, брыкается, а если и заснет, то спит беспокойно и
некрепко, тельце его вспотевает. Не помешает, если прежде, чем ребенок
уснет, мы посидим немного рядом с ним, тихо поговорим или подержим его
за ручки, чтобы °н успокоился. Укладывая спать детей постарше, можно
спеть им песенку или рассказать недлинную сказку, после чего должно
последовать пожелание доброй ночи и сон. Плохо, если у ребенка
складывается впечатление, что можно до бесконечности отдалять время сна
ласками, выклянчиванием песенок и сказок или плачем. Следует с самого
начала вести себя с ним спокойно, ласково, но твердо, тогда никакие
дурные привычки к нашему ребенку не привьются.
А теперь, видимо, наступила пора сказать, каковы основные принципы
формирования требуемых навыков у нашего ребенка. Первый принцип - это
закрепление поощрением желаемого поведения ребенка. Поощрением может
стать все, что ребенку нравится и приятно ему. У самых маленьких - это
поглаживание, улыбка, просто радость взрослого. Для двух-трехлетних
детей все это остается в силе, но в качестве важного закрепляющего
фактора добавляется похвала словами. Если после каждого хорошего
поступка ребенка мы скажем: вот это мне действительно нравится, ты
хорошая девочка, ты замечательный мальчик и т. п.- и добавим к этому
улыбку, поглаживание, мы добьемся большего эффекта, чем если просто
"наградим" ребенка пригоршней конфет. Можете быть уверены, что ребенок
при первом же удобном случае постарается повторить эту приятную для него
и его мамы минуту. Следует помнить, что наказание лишь пресекает, а не
исправляет плохое поведение, в то время как поощрение формирует
правильные навыки. А именно к этому мы и должны стремиться.
Второй принцип - устранение всего неприятного, что может пометать
ребенку усвоить правильные навыки. Поведение, которое должно стать
привычкой, не должно связываться с чем-то таким, что вызывает у ребенка
страх, тревогу, недовольство и другую защитную реакцию. Чаще всего это
происходит тогда, когда ребенка заставляют сделать что-либо насильно или
с помощью угроз. Если его отправляют спать в виде наказания, если его
заставляют есть, когда он сыт, если вода, в которой его купают, слишком
горячая, если горшок, на который его сажают, холодный или неустойчивый,
если кто-то постоянно вмешивается в его игру, желая переключить ёго
внимание на что-то другое, то вряд ли можно рассчитывать, что ребенок
будет спокойно спать, есть с аппетитом, сам проситься на горшок и
увлеченно играть.
И наконец, третий принцип -- исключение всего, что способно выработать и
закрепить в ребенке нежелательные навыки. Это значит, что не следует
играть с ребенком, когда он не хочет ложиться спать, смеяться над тем,
как он ложкой разливает по столу суп, умиляться, когда он злобно пинает
ногами свои игрушки. Дело в том, что, если мы однажды, сами того не
подозревая, поощрим проступок ребенка улыбкой ли, лаской или умилением,
а затем за тот же проступок накажем его, ребенку будет трудно понять,
что, собственно, от него требуют.
Из перечисленных нами трех принципов вытекает следующее общее требование
- последовательность. Последовательности можно достичь лишь тогда, когда
воспитанием ребенка постоянно занимается одно лицо (как правило, таким
лицом бывает мать). Труднее добиться успеха, когда воспитанием
занимаются сразу все, кто окружает ребенка, причем у каждого собственное
представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, хотя
воспитатели исходят из лучших побуждений и одинаково любят ребенка. Тем
более важно, чтобы все, кто участвует в воспитании, прежде всего сами
договорились между собой и пришли к единому мнению, как им действовать в
той или иной сходной ситуации, в какой оказывается ребенок.
Для устранения нежелательных навыков применяются, по сути, те же приемы,
что и при формировании хороших привычек. Только все происходит в
обратной последовательности. Сначала нужно выяснить, что является
источником нежелательного поведения, и устранить этот источник.
Например, ребенок гремит кроваткой, потому что это создает шум, который
доставляет ему удовольствие. Значит, следует установить кроватку так,
чтобы она не гремела. Ребенок гораздо чаще начинает капризничать, если
бабушка при каждом неприятном происшествии кидается к нему с утешениями,
ласками или пытается задобрить его сладостями. Если же она не
отреагирует на каприз ребенка или, того лучше, оставит его на время
одного, есть надежда, что дурной навык быстро исчезнет. Подобно тому как
выражение радостного удовлетворения является поощрением, так и выражение
неудовольствия должно стать для ребенка наказанием. О вреде телесных
наказаний написано и сказано так много, что нам нечего к этому добавить.
Постигнет вас разочарование и в случае, если вы будете постоянно кричать
на ребенка. Куда как большего успеха может достичь мать, которая в ответ
на капризы ребенка слегка нахмурится или откажет ему в ласке. При этом
форма наказания сама по себе не имеет решающего значения. Ребенку важно
знать, кто его наказывает, за какой именно проступок и при каких
обстоятельствах. В наказании, как и в поощрении, выявляется отношение,
сложившееся между воспитателем и ребенком, поэтому ребенок совершенно
по-разному реагирует на наказание, исходящее от того, кого он любит, и
наказание, исходящее от того, кто ему безразличен. Целью наказания
является чувство вины и стыда, которое ребенок должен пережить за свой
проступок. Без этого наказание становится лишь актом насилия и не имеет
никакого воспитательного значения. Очевидно, что одни дети более
чувствительны, а другие менее. Один сразу все поймет, стоит только его
маме нахмуриться (любое иное наказание такому ребенку просто повредит),
а к другому бывает необходимо применить более решительные меры
воздействия. Поэтому ребенка нужно хорошо знать. И наконец, многое
зависит от того, что, собственно, плохого сделал ребенок. Прежде чем
наказать его, спросите себя: соображал ли ребенок, что поступал не так,
как вам того хотелось бы? Совершил ли он проступок случайно, в
результате естественной шалости (например, разбил вашу любимую чашку),
или же за этим проступком кроется злой умысел? Заметим, что последнее у
детей наблюдается чрезвычайно редко, и потому злой умысел хотя и не
следует вовсе исключать, но объяснять им проступок ребенка можно лишь в
крайнем случае, когда все остальные мотивы оказываются несостоятельными.
К сказанному следует добавить еще одно: за наказанием должно непременно
последовать прощение. Тем самым вы вновь установите нормальную
эмоциональную связь между собой и ребенком. Ребенок, переживший чувство
вины, снова почувствует себя свободным и уверенным, что он нужен людям,
которых он любит, и люди эти по-прежнему любят его. В таком чувстве
освобождения ребенка от пугающей его тревоги и раскаяния за свой
поступок кроется важный воспитательный фактор. Ребенок впредь станет
более восприимчив к требованиям родителей и постарается поступать так,
чтобы доставлять им радость.
Подводя итог сказанному, еще раз напомним: мало подавлять в ребенке
нежелательные навыки; такое подавление должно сочетаться с выработкой и
закреплением в поведении ребенка всего положительного.