Мы уже обращали внимание читателей на важное значение для ребенка
здоровой обстановки в семье, способствующей формированию первых
правильных общественных навыков. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
бережно обращался с игрушками и не рвал книжки, чтобы он убирал за собой
все, что разбросал, чтобы научился просить то, что ему нужно, и не
забывал поблагодарить вас, когда вы что-то для него сделали, вы с самого
начала должны подумать о том, как тактично и ненавязчиво закрепить в нем
каждый удачный его поступок. Длинные наставления и умные внушения в этом
возрасте бесполезны. Лучше дать ему в руки книжку тогда, когда его
заинтересует картинка. Книжка дается ребенку не для игры, а для того,
чтобы он мог ее посмотреть, причем недолго и только в вашем присутствии.
Грудной ребенок способен заинтересоваться книжкой всего на минуту, а
затем у него совершенно закономерно возникает желание изучить материал,
из которого она сделана. На втором году жизни, когда интерес к картинкам
усиливается, можно дать ребенку книжку на более длительный срок. Но как
только его интерес ослабнет, книжку следует убрать. То есть, другими
словами, нужно следить за тем, чтобы книжка удовлетворяла потребности
ребенка в зрительных раздражителях.
Родители часто досадуют на то, что их ребенок неряшлив и безразличен к
вещам, созданным для его развития. Такие родители приходят в ужас,
думая, кто вырастет из их ребенка, если он уже теперь спокойно
перешагивает через игрушки, разбросанные по всей квартире. Но и
аккуратность - это не дар божий, а навык, приобретенный в процессе
воспитания. Не следует требовать от ребенка слишком многого. Дети
по-разному понимают чистоту и порядок, и вряд ли вы встретите ребенка,
которым не нужно было бы систематически руководить. Поэтому недостаточно
приказать ему: "Убери за собой игрушки!" Следует позаботиться о том,
чтобы порядок в мышлении ребенка был связан с чем-то приятным, а не
только с тем, что отвлекает его от интересной игры. Значит, нужно дать
ребенку время на подготовку, сказав, например: "Скоро мы сядем обедать и
тебе нужно будет вымыть руки. Пока поиграй немного, а потом мы все
уберем",-и сдержать свое обещание. Через некоторое время решительно
объявить, что пора убрать игрушки, и помочь ребенку в этом. Если сделать
это тактично, то ребенок будет думать, что не мы ему, а он помогает нам
навести порядок, и такое сознание собственной самостоятельности доставит
ему удовольствие.
Здесь важно самим не превратиться в педантов. Хорошее настроение
ребенка, играющего на полу или за столом, конечно, важнее, чем
образцовый порядок в игрушках, в посуде или ящике с папиными
инструментами. В семье, где растет ребенок, квартира служит для него
одновременно и мастерской, и средой обитания (точно так же, к слову
сказать, как она служит мастерской и средой обитания для нас взрослых).
Л поскольку стихия детей,- игра, то среда обитания должна создавать ему
для этого все условия. Там, где родители слишком тщательно следят за
порядком, ребенок не научится бережно относиться к вещам уже но одному
тому, что он не научится их любить и считать своими добрыми друзьями. В
этом случае жаль и родителей, и ребенка.
Если ребенок не научился просить и благодарить, не слушается, кривляется
и вообще ведет себя, как ему заблагорассудится, то налицо явные просчеты
в воспитании. Причины неправильного поведения ребенка следует искать не
в детях, а в нас самих. Одновременно полезно помнить, что любая
избранная вами тактика в воспитании может быть эффективна лишь тогда,
когда она опирается на взаимные чувства любви ребенка и взрослых.
Ребенок быстро и хорошо учится на радость тому, кого он любит. Скучной
нотацией, равно как муштрой, вы не добьетесь никаких положительных
результатов. Ребенок мил с теми, кто мил к нему. Он попросит,
поблагодарит и послушается не потому, что так нужно, а потому, что этого
хотят его мама, папа, бабушка или другой человек, которых он любит. Но
мало толку быть лишь милыми по отношению друг к другу. Родители должны
стать для ребенка авторитетом. Это значит, что относиться к ребенку
следует не как равный к равному, а с определенной эмоциональной
дистанции, которую мы вправе назвать чувством превосходства взрослого
над ребенком. Ребенок со своей стороны воспринимает это превосходство
как источник его защиты и гарантию безопасности. Он кому-то принадлежит,
у него есть к кому убежать, если в этом возникнет необходимость, он
знает, что его не покинут. Это сочетание превосходства со стороны
родителей (в глазах ребенка это превосходство обретает конкретное
выражение: "Мой папа самый сильный", или "Моя мама самая красивая") и
доверия со стороны ребенка как раз и являются тем основным условием, из
которого вырастает социальная ориентация ребенка в течение всего
дошкольного периода воспитания и впоследствии, пока он не станет
взрослым.
Путь, предлагаемый нами, не бывает гладким даже для самого идеального
ребенка в самой идеальной семье. Удивляться тут не приходится. От своей
полной зависимости от матери ребенок постепенно переходит ко все большей
самостоятельности. Этот переход протекает с большими или меньшими
отклонениями, ребенок как бы нащупывает границы своей независимости, на
собственном опыте убеждается, что он может себе позволить, а что идет
ему во вред. Свое "Я" он осознает постепенно, испытывая свою
самостоятельность не только в сотрудничестве, но и в стычках с людьми из
своего окружения. Наиболее типичным примером трудностей в развитии
ребенка является так называемое детское упрямство. Именно в преодолении
упрямства ребенка у родителей возникает особенно много хлопот, поэтому
мы остановимся на этом вопросе подробнее.