Мы уже достаточно подробно говорили о желательности и необходимости
для ребенка положительных импульсов, которые стимулируют развитие его
эмоций и органов чувств. Новорожденный ребенок еще не способен
устанавливать контакты с окружающей средой с помощью зрения и слуха. Его
глаза и уши, правда, анатомически развиты уже вполне, но еще не
завершилось развитие нервов, которые переносят зрительные и слуховые
ощущения в кору головного мозга. Только что родившийся ребенок способен
отличить свет от темноты, но сосредоточить свой взгляд на лицах и
предметах и различить их он пока не в состоянии. Тем не менее он
вступает в контакт с окружающей средой посредством кожи и главным
образом через рот (грудь матери, собственный палец, все, что ни
попадется под руку, ребенок прежде всего тянет в рот). Уже в самом
раннем возрасте ребенок начинает отличать приятные ощущения от
неприятных в зависимости от твердости или мягкости различных предметов,
холода или тепла, изменения положения тела и т. п. В этом возрасте очень
важно, чтобы импульсы, поступающие к ребенку извне, были как можно более
разнообразными, хотя и здесь следует соблюдать меру.
Что приятно ребенку? Кормление грудью, поглаживание, купание,
прикосновение теплых рук. Будет очень хорошо, если мы сумеем создать
новорожденному ребенку условия, сходные с теми, какие были у него до
рождения, в период внутриутробной жизни. Тогда вступление в новый мир не
покажется нашему ребенку мучительным. В утробе матери ребенку было
тепло, он всегда был сыт, околоплодные воды обеспечивали его тельцу
самые ком-; фортные условия. Там ребенок мог изменить положение,
пошевелить ручкой или ножкой, не рискуя потерять опору или внезапно
перекувырнуться. В такт шагам матери ребенок равномерно покачивался, что
создавало ему дополнительные удобства.
Из того, что мы только что сказали, следует один непреложный вывод: и
новорожденному ребенку, по крайней мере во время бодрствования,
необходимо обеспечить самый тесный контакт с матерью в соответствии с
тем ритмом, который выработался в нем в период внутриутробного развития.
Наверное, совершенно не случайно, что не только в слабо- или
малоразвитых странах, но и в такой индустриально развитой стране, как
Япония, молодые; мамы постоянно носят своих грудных детей на себе. До
сих пор остается недостаточно изученным хватательный рефлекс, который
появляется у ребенка уже через час после рождения. Новорожденный
хватается за предложенную ему палку или пальцы взрослого так цепко, что
может висеть на них в течение 30-60 секунд. Вероятно, тут" мы
сталкиваемся с инстинктом живого организма найти для себя достаточно
твердую опору. Для ребенка такой естественной опорой является мать, в
теле которой он сформировался и частью которой остается и после
рождения. Боязнь, что в этой ранней стадии развития ребенок, слишком
долго находящийся на руках у матери, избалуется или излишне изнежится,
не имеет под собой никакой научной основы.
Реакция удовольствия на ласковые прикосновения, выражающаяся в улыбке,
наблюдается у новорожденных еще до истечения шестой недели жизни.
Наиболее естественный способ доставить ребенку удовольствие - это взять
его лишний раз на руки и побаюкать. Естественное удовольствие получает
ребенок и от купания (заодно с удовольствием мы получаем прекрасную
возможность очистить его кожу). Ванночка теплой воды физиологически
более; подходит ребенку, чем колкие струи душа. Случается, что молодые
мамы боятся купать ребенка. Таким мамам могут помочь более опытные
бабушки, а иногда успех дела может решить одно только присутствие мужа
(молодые папы, как правило, не видят ничего опасного для ребенка в
ванночке теплой воды и потому ведут себя более решительно и спокойно).
Не обязательно при этом соблюдать все предписываемые различными
пособиями по уходу за ребенком требования. Важно, чтобы купание стало
регулярным и приятным ритуалом не только для ребенка, но и для его
матери. В этом нам видится основа положительного отношения к чистоте у
ребенка впоследствии. Настроение матери легко передается новорожденному.
Слишком педантичная мать, которая старается выполнить все инструкции по
мытью ребенка, может превратить купание в сущий ад для новорожденного. С
психологической точки зрения куда как более важно несколько затянуть то,
что приятно ребенку, и сократить до минимума или сделать незаметным то,
что ему неприятно. Например, новорожденные не любят, когда им намыливают
голову. Значит, следует взбить мыло или шампунь в воде, в которой
ребенок находится с удовольствием, и уже этой водой обмыть его голову и
тельце. Процедуру последующего вытирания, присыпки и ласковое
поглаживание теплыми руками можно продлить. То же относится и к
процедуре одевания и раздевания, которая многим детям не нравится и
может стать впоследствии источником проблем, если уже на первых порах
отрицательные эмоции не переведены в положительные.