В каждой фазе развития ребенка существуют периоды, когда неокрепший
еще организм становится особенно чувствительным при удовлетворении той
или иной потребности. Эксперименты, проведенные над животными,
показали, что существуют так называемые "критические периоды", во время
которых даже единственный случай негативного опыта и единственное
изменение в окружающей среде могут привести к необратимым нарушениям во
всем последующем поведении. В науке такие необратимые нарушения получили
название "запечатления". У животных критический период связан с
созреванием их органов чувств. У цыплят это просходит через 8-10 часов
после появления на свет, а, скажем,) у обезьян - лишь на шестидесятый
день. Если цыпленка, вступившего в критический период, поставить рядом с
любым движущимся предметом любой конфигурации и формы, пусть даже с
кубом, а не с матерью, цыпленок уже никогда не признает свою мать.
Запечатлевшийся в цыпленке первый увиденный им движущийся предмет
отразится на всем его дальнейшем поведении, скажется на способности
воспроизводить потомство, может даже привести к отказу от
собственных цыплят.
Излишне говорить, что проведение подобных экспериментов над ребенком
совершенно исключается. Но то, что мы наблюдаем в мире, животных, отнюдь
не отделено непроницаемой стеной от мира людей. Уже знакомая нам М.
Дамборска, сравнивая реакцию на новую ситуацию детей, воспитывавшихся в
детских домах, и частей, воспитывавшихся в семьях, считает, что
критический период в жизни ребенка лежит между шестым и восьмым
месяцами.
Мы говорим "между" потому, что границы периода повышенной
чувствительности у человека определить с большой степенью точности
практически невозможно. Источником сведений является клиническая работа
с детьми, которые в определенный период были лишены необходимых
эмоциональных импульсов и чьи потребности не нашли должного
удовлетворения. Это не могло не привести к отставанию в их развитии,
что, кстати, подтверждает лечение взрослых больных. Как правило, беседы
с такими больными выявляют нарушения, имевшие место как раз в те периоды
детства, которые мы называем критическими.
Очевидно, что критический период может оказать не только негативное, но
и самое положительное воздействие на всю последующую жизнь человека,
если именно в это время психические потребности ребенка находят
оптимальное удовлетворение. Каждый из нас по личному опыту знает, что в
определенный период один ребенок может, например, легко научиться
кататься на лыжах или овладеть иностранным языком, а другой ребенок в
это же время без особого труда осваивает музыкальные инструменты или
обнаруживает недюжинные способности к рисованию. В том, что все дети
талантливы, сомневаться не приходится. Однако не менее важно в
критический период выявить в каждом ребенке свои, присущие именно ему
способности, и тогда он на всю жизнь сохранит самые теплые воспоминания
о своей "стране детства".
Тот факт, что именно первые три года жизни в значительной мере
определяют душевное здоровье человека, не только хорошо известен, но и
научно доказан. Учитывать это обстоятельство должны все родители,
которые, естественно, и сами испытывают огромное удовлетворение от
общения с ребенком.