Познакомившись с тем, о чем мы говорили выше, молодые мамы и сами
теперь могут сделать вывод, что отклонения в поведении Ребенка чаще
всего происходят из-за недостаточного удовлетворения психических
потребностей в каждый конкретный критический период, который присущ
каждой конкретной фазе развития ребенка. Такие отклонения наблюдаются у
детей в домах ребенка и других детских учреждениях, куда малышей
помещают на длительное время и где практически невозможно закрепить за
каждым ребенком хотя бы одну только "новую маму", не говоря уже об отце
бабушке и других родственниках, которые окружают ребенка в нормальной
семье. Не приходится удивляться, что дети, изолированные от родителей,
частично или полностью лишаются так необходимой им в раннем возрасте
стимуляции, т. е. поступления эмоциональных раздражителей, на основе
которых могут развиваться их способности. Ребенок, чьи психические
потребности не находя удовлетворения, и в 3-4 месяца напоминает
новорожденного: он менее подвижен, чем его сверстник, живущий в семье,
неспособен даже на такое простое действие, как схватить предложенную ему
игрушку. Положительные эмоции, выражением которых служит улыбка, у него
также проявляются значительно позже и выражены гораздо слабее.
У ребенка, не достигшего годовалого возраста, появляется и постепенно
нарастает потребность быть понятым на все более; высоком уровне. Если
ребенок постоянно находится с матерью, они понимают друг друга без слов
(за примерами ходить далеко не приходится: каждая молодая мама по
собственному опыту знает, какую информацию несет то или иное гуканье
ребенка, хотя всем остальным это гуканье представляется бессмысленным
набором звуков). Мать без особого труда угадывает, почему именно плачет
ребенок, а ребенок в свою очередь уже с пяти месяцев начинает понимать
ее одобрительный или осуждающий тон, ориентируется в выражении ее лица.
Следующий этап в череде разрастающихся потребностей ребенка состоит, как
говорят психологи, в потребности идентификации - ребенок чувствует
необходимость с кем-то себя отождествить, взять себе кого-то за образец
и в этом процессе самоотождествления выявить свою потребность в
эмоциональной связи с одним конкретным лицом (таким лицом в подавляющем
большинстве случаев становится мать). В это время ребенок уже совершенно
отчетливо различает окружающие его лица, узнает знакомых и незнакомых,
но тянется к самому близкому для него человеку - матери. Дело тут,
конечно, вовсе не в "зове крови" и других "таинственных" причинах;
просто мать больше других заботится о ребенке, проводит рядом с ним
фактически все свое время, и в результате между матерью и ребенком
устанавливаются прочные эмоциональные отношения.
Из отклонений в поведении ребенка, которые чаще других наблюдаются в
возрасте до одного года, можно назвать, например, отставание в развитии
речи, поскольку первым условием развития речи является четкое понимание,
что именно говорят ребенку взрослые. Отстает ребенок и в своих
социальных отношениях, когда достаточного взаимопонимания, а стало быть,
и определенногоопыта, который приходит с
развитием взаимопонимания. Случается, чт0 ребенок может отстать от
сверстников в чувстве игры, и тогда мы можем смело говорить, что у
ребенка недостаточно удовлетворена потребность в идентификации (ребенок
никогда не станет подражать человеку, который ему безразличен или
несимпатичен). Из других видов наиболее часто встречающихся отклонений в
поведении ребенка следует назвать отставание в развитии
самостоятельности (молодым мамам следует "подталкивать" своих детей к
самостоятельности, а не ждать, когда самостоятельность придет к ним сама
собой; несложные поручения, которые можно давать ребенку, легко и быстро
поправят дело) и, наконец, отставание в эмоциональном развитии, которое
является своего рода реакцией на дефицит ласки и внимания.