Ребенок - самое совершенное и самое беззащитное существо из всех
других существ, обитающих на нашей планете. Пи один детеныш ни одного
даже высшего млекопитающего не нуждается в таком внимании и заботе со
стороны взрослых, как ребенок.
В среднем человеку требуется около двух десятилетий, прежде чем он
подготовится физически, духовно и материально к самостоятельной жизни,
т. е. сумеет независимо от родителей обеспечить себя всем необходимым и
создать собственную семью. Эти два Десятилетия необходимы человеку еще и
для того, чтобы овладеть знаниями, опытом, приобрести специальность,
включиться в процесс труда, обусловливающий место каждого в жизни
общества.
Основным условием успешного развития ребенка, как мы уже не раз говорили
выше, является удовлетворение его физических, духовных и социальных
потребностей. Эти потребности в каждом возрасте свои, и от того,
как и в какой мере они удовлетворяются, ' зависит, будет ли ребенок
развиваться нормально, отстанет ли от : своих сверстников или же
развитие его пойдет по нежелательному пути.
Отсюда вытекает следующий важный вывод: удовлетворение потребностей
ребенка составляет главное содержание отцовства и и материнства,
регулирует отношения между родителями и их детьми. По мере развития
ребенка эти потребности растут, становятся все более многообразными и
сложными, и в настоящее время потребности детей намного превосходят
реальные возможности родителей. (Речь идет, заметим в скобках, именно о
потребностях растущего детского организма, а не желаниях и запросах
наших детей, которые, к слову сказать, также превосходят сегодня
материальные возможности многих родителей, но это - тема особого
разговора, выходящего за рамки нашей книги. Вот почему воспитание
подрастающего поколения становится делом не только конкретных родителей
конкретного ребенка, но и делом всего общества. Лишь в тесном
триединстве родители - ребенок - общество может быть достигнуто
гармоничное взаимодействие сторон, в результате, которого разовьются
таланты и способности ребенка.
Решающая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, личная жизнь
которых, поведение и отношение к обществу служат ; примером для ребенка.
Это нелегкая задача, и успешно решить ее могут далеко не все родители.
Иногда удовлетворение потребностей ребенка ошибочно толкуется таким
образом, что родители чуть ли не обязаны во всем прислуживать ребенку,
устранять с его пути малейшие трудности, чрезмерно опекать его. Такое с
позволения сказать "удовлетворение" не имеет ничего общего с
действительными потребностями ребенка. Реальное, эффективное
удовлетворение потребностей ребенка должно сочетаться с разумной
строгостью: там, где это необходимо, от ребенка следует требовать
соблюдения норм и правил поведения в обществе, неукоснительного
исполнения своих обязанностей, которые есть и у него, как у каждого
члена общества. Полезно предоставить ему при этом возможность учиться
самостоятельно преодолевать встающие перед ним трудности, овладевать
искусством решать простые задачи. Спасительная формула: "Жизнь научит, а
пока мы сами позаботимся о ребенке",- не имеет под собой никаких
оснований, а если и имеет, то только одно: жизнь - это еще и мы,
родители, и потому 1 именно мы в первую очередь должны позаботиться о
том, чтобы из наших детей выросли полноценные члены общества с ясным
пониманием своих прав и обязанностей, включая сюда, между прочим, их
будущие права и обязанности родителей.
Для правильной социальной ориентации ребенка необходимо, чтобы его
воспитывали оба родителя. Здоровая обстановка в семье, здоровые
отношения между родителями и детьми - вот основа здорового общества.
Разумеется, отношения, складывающиеся между родителями и детьми,
опираются прежде всего на кровное родство. Однако обществу в принципе не
столь уж важно, состоят ли родители и дети в кровном родстве или детей
воспитывают приемные родители. Вот почему, говоря о необходимости и
пользе для ребенка, чтобы его воспитывали оба родителя, мы делаем упор
не на кровном родстве, а на установлении прежде всего здоровых отношений
в семье.
Это, так сказать, самое общее требование общества к семье, из которого
вытекают частные формы помощи со стороны общества родителям по
удовлетворению многообразных потребностей своих детей.