Рассматривая вопрос о психических потребностях ребенка, мы уже
говорили о значении раннего периода развития для всей последующей жизни
человека. Говорили мы и о том (и при этом ссылались на многочисленные
данные науки), что именно в раннем возрасте закладываются предпосылки
для дальнейшего формирования личности ребенка, возникновения и
закрепления навыков поведения в обществе. Все, что ни делается вокруг
маленького ребенка, должно делаться спокойно, без суеты, в атмосфере
любви и взаимного доверия.
Общество предоставляет молодым родителям возможность выбора формы заботы
о своем ребенке и предлагает им существенную помощь в виде дошкольных
учреждений - яслей и детских садов. Ясли, где воспитываются дети в
возрасте до трех лет, предназначены только для здоровых детей. Это
условие продиктовано заботой о подрастающем поколении. Дело в том, что
ребенок, организм которого еще не обладает стойким иммунитетом против
различных заболеваний, является носителем различных микробов, которые,
возможно, самому ему и не приносят вреда, но вызывают заболевание у
других детей. К счастью, такие инфекционные болезни, как скарлатина,
коклюш, дифтерия, корь и проч., поддаются эффективному лечению благодаря
своевременно сделанным прививкам и высокому уровню гигиены в подавляющем
большинстве семей. Однако продолжают представлять серьезную опасность
для здоровья, хотя и не для жизни, различные вирусные болезни. Вирусы,
эти мельчайшие болезнетворные организмы, вызывают заболевания верхних
дыхательных путей, и до сих пор против них не найдены эффективные методы
борьбы. Частые болезни, сопровождающиеся высокой температурой, нарушают
жизнь ребенка в коллективе и усложняют заботу о нем.
Первый приход в ясли, как правило, сопряжен с целым рядом трудностей.
Ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, к которому он должен
еще привыкнуть, приспособиться к незнакомой обстановке, не имея за
спиной прежнего эмоционального тыла и родных, надежных людей. Здесь все
зависит от типа личности ребенка, от того, насколько он привязан к своим
близким, а те в свою очередь к ребенку. Важно здесь и то, способен ли
ребенок уже понимать новую обстановку, насколько он общителен, как
реагирует на поведение взрослых, впервые вступающих с ним в контакт,-
словом, насколько развит ребенок и физически, и духовно. Разумеется,
очень многое зависит при этом и от самих воспитателей, от того, как они
примут ребенка, какую обстановку ему создадут, насколько тесный контакт
установят с другими детьми в группе и таким образом помогут ему
преодолеть страх и неуверенность.
Жизнь в яслях во многом отличается от жизни в семье. Дома, как правило,
все приспосабливаются к ребенку, максимально учитывая его желания и
наклонности, в зависимости от него устанавливают распорядок дня. В яслях
же, напротив, распорядок дня существует один для всех детей и исходит из
общих требований гигиенистов, эпидемиологов, психологов, педагогов и др.
Чем раньше ребенок приходит в ясли, тем меньше возникает проблем с
адаптацией. Но с другой стороны, маленькие дети легче и чаще заболевают.
Исследования показывают, что в яслях только после полутора лет
заболеваемость среди детей существенно снижается и приближается к уровню
заболеваемости детей, воспитывающихся в семьях. Кроме того, современные
данные, свидетельствующие о необходимости самой тесной связи ребенка с
матерью в начальный период жизни, не подтверждают мнения, что чем раньше
отдавать ребенка в ясли, тем якобы для него лучше.