Некоторые дети не переносят ясли. Прежде всего те из них, которые
часто болеют. Придя в ясли впервые, почти каждый ребенок заболевает в
течение двух-трех недель. Это естественная реакция детского организма на
новую иммунологическую среду, причем ребенок может переболеть одной и
той же болезнью несколько раз, пока у него не выработается стойкий
иммунитет. Однако некоторые дети, несмотря на все меры, принимаемые
родителями и работниками яслей, заболевают вновь и вновь. Повторяющиеся
инфекции и суперинфекции способны серьезно повредить развитию детского
организма, поэтому ребенка следует на время изолировать от коллектива и
отдать его в ясли в такой период, когда инфекций, особенно
респираторных, мало, т. е. в мае - июне или в сентябре - октябре. Если в
этот благоприятный период ребенок продолжает болеть, его следует взять
из яслей и воспитывать дома.
У некоторых детей слабая психическая подготовка, и они тяжело переносят
отсутствие родительской заботы. Это относится в первую очередь к тем
детям, за которых родители постоянно боятся, невольно передавая свой
страх и им. Дети со слабой психической подготовкой обычно беспокойны, у
них наблюдается целый ряд невротических симптомов: боязливость,
бессонница, случается они начинают заикаться. К ним возвращается
недержание мочи, во сне их преследуют кошмары и т. д. Таких детей
следует показать врачу, чтобы выяснить причины этих нарушений, и в
случае необходимости провести лечение. Нередко причиной детской
неврастении служат конфликты между семьей и яслями или же конфликты
внутри самой семьи.
Есть дети, которые никак не могут привыкнуть к яслям, боятся туда
ходить, сопротивляются, плачут. В яслях они забиваются в угол,
сторонятся детей, сестер и воспитателей. Если это просто детский каприз,
то сначала можно проявить чуть больше настойчивости. Но ни в коем случае
не следует применять к ребенку строгие меры воздействия и любой ценой
преодолевать его сопротивление. Лучше действовать постепенно, приучать,
хвалить, но не наказывать. Насилие может вызвать ряд серьезных нарушений
в психике ребенка, применение его весьма опасно. Если же исчерпаны все
методы воспитателей и все возможности родителей (чаще всего причина
кроется в них самих), а ребенок в ясли все-таки ходить не хочет, то
следует его забрать оттуда насовсем.