Отсутствие отца, как видим, сказывается на воспитании ребенка самым
неблагоприятным образом. Однако компенсировать, хотя бы частично,
отсутствие отца все же можно. Эту роль может взять на себя кто-нибудь из
родственников, регулярно бывающих в доме одинокой матери и ее ребенка,
или из ее сослуживцев. Впрочем, у одинокой матери может появиться друг,
в котором она хотела бы видеть своего партнера. Естественно, что к
появлению в доме такого одного постоянного друга по-разному отнесется
сын Дошкольного возраста и тот же сын, взявший на себя роль "главы
семьи". Не следует удивляться, если в первом случае у ребенка с новым
партнером матери установятся вполне дружеские нормальные контакты, а во
втором случае могут возникнуть разного рода осложнения и конфликты.
Полагаем, тут все ясно и без дополнительных разъяснений: просто
повзрослевший мальчик видит в новом мужчине соперника, которого он
инстинктивно отвергает. (Конфликты между сыном и партнером матери
принимают иногда такой угрожающий характер - и тому есть немало примеров
в жизни,- что у ребенка может произойти нервный срыв; случается, что
подросток идет порой и на преступление). Положение с самого начала может
исправить и направить в нужное русло мать, если она тактично даст понять
сыну, что он по-прежнему занимает в ее жизни главное место, что она
надеется на его помощь и верит ему, но что ей трудно приходится одной, к
тому же она любит своего друга, как со временем полюбит его сына
совершенно посторонняя девушка и он ответит ей взаимностью. Должны
заметить, что, как подтверждают наши наблюдения, при таком поведении
одинокой матери конфликты, как правило, быстро гаснут, и тогда новый
союз, даже если у матери несколько детей, имеет неплохие шансы на успех.
Но вернемся еще на одну минуту к вопросу, который мы недостаточно полно
раскрыли. Ребенок, воспитывающийся одной матерью, как правило, взрослеет
быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. После всего, что мы уже
рассказали о воспитании ребенка, понять, почему такое происходит с
ребенком именно из неполной семьи, думаем, нетрудно. Разумеется, речь
идет о быстром взрослении только тех детей, чьи психические потребности
в первых трех кругах, о которых мы подробно говорили, нашли на
соответствующих этапах развития ребенка полное удовлетворение.
Проблематичным остается четвертый круг психических потребностей ребенка
- потребность в социальной ориентации. Но и здесь, как показывают
наблюдения психологов, не все потеряно для одинокой матери. Что
конкретно мы имеем в виду? А вот что. Ребенок с хорошей воспитательной
основой (под "воспитательной основой" мы понимаем здесь полное и
гармоничное удовлетворение потребностей ребенка на предшествующих этапах
его развития), встретившись с новыми для него трудностями (при
знакомстве с лицом противоположного пола, например, или при появлении в
его доме постороннего мужчины), не растеряется перед ними, а попытается
самостоятельно их преодолеть. Если ребенок эмоционально развит, если у
него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до
минимума комплекс "утраченного отца", есть надежда, что накопившаяся в
нем энергия, необходимая для удовлетворения четвертого круга психических
потребностей, найдет здоровый выход. Очень может быть, что такой молодой
человек окажется впоследствии более инициативным и целеустремленным,
более уверенным в себе и в своих поступках, чем его сверстник из иолной
семьи, выросший в благополучных условиях и не знавший ни материальных,
ни эмоциональных ограничений. (Впрочем, то же можно сказать и
относительно ребенка из полной семьи, где родители не только исполняли
любой каприз своего сына или дочери, но и учили их самостоятельно
преодолевать трудности.)
В заключение нам остается сказать всего несколько слов самого общего
характера. Разумеется, мы далеки от мысли считать нормальным положение,
при котором число одиноких матерей не только не сокращается, но и имеет
тенденцию к заметному увеличению. И все же, коль скоро такое явление
имеет место в жизни, нет оснований считать одиноких матерей людьми
глубоко несчастными, а их детей - обреченными на вечную духовную нужду.
Трудности в воспитании (а трудности возникают при любом воспитании, будь
то в полной или неполной семье, просто трудности при этом бывают разные
и по-разному они преодолеваются) могут быть сведены, как это явствует из
наших рассуждений, к минимуму, и ребенок, выросший в неполной семье, ни
в чем не будет уступать ребенку, выросшему в полной семье.
На этой оптимистичной ноте нам и хочется закончить свой рассказ о
воспитании ребенка и пожелать всем нашим читательницам вырастить
здоровых, гармонично развитых, сильных людей, которые получат от жизни
максимум удовлетворения и принесут людям, их окружающим, всему обществу
в целом максимум пользы.